The Continuing Story of Bungalow Bill
…Хор детей его дразнил:
Эй, Бунгало Билл, Трубку курил, Кого ты убил?
Эй, Бунгало Бёлл, С охоты пришёл, Старый козёл…
Часть I.
Вчера (14.05.2003) мы с Женей Бабиченко сочиняли для конфы текст про ПЧЁЛ и ОС с подзаголовками: Завершение церемонии любования цветением сакуры. Половину сочинили, а оно глюкануло, и, где сейчас наш опус, знает только Билл Гейтс с Робертом Винером. Не судьба…
Но обещание молчать до выхода статьи АМЛ в Мурзилке мы выполнили. И похоже, что машем кулаками после драки. Но это не важно.
Я опишу развитие своих личных отношений с ОСАМИ и, как я ПЧЁЛ полюбил.
Мои электроакустические приоритеты развиваются добровольно и самостоятельно. Но лет семь назад мои радары засекли вершину айсберга. А сонары определили закономерную подводную его часть. Последние два года показывают, что мы с айсбергом движемся не в разные стороны. Зовут айсберг АМЛ. Ну и что? А вот что.
В пятнадцать лет я решил сделать (так и не сделал) усилитель из журнала «Юный Техник» на П213Б с колонкой, декоративная сетка которой – экран для цветомузыки. Юноша я был, скажу прямо, не застенчивый и решил изучить «в библиотеке» за неделю три вопроса: как делать усилители, как делать колонки и как делать цветомузыку. Из деталей у меня были только стартеры, дроссели и конденсаторы для ламп дневного света, и пара карболитовых выключателей для коммунального туалета. Результат: через три месяца у меня появился первый ящик (приблизительно десять кг) с радиохламом, пробки на счётчике стали родными и близкими, соседи по туалету восторгались ослепительным светом над унитазом, отец настойчиво предлагал мне стать радиохулиганом и забыть своих «Битласов», как не имеющих творческой потенции. Но главное, я никак не мог понять: неужели же эта маленькая и простая деталька (СП3) и есть регулятор громкости? Громкость – это что-то другое, а эта деталька регулирует не громкость, а вольты. И я провёл первую свою процедуру экспертной оценки. После родительского: «Сделай потише свою паршивую музыку!» я сказал: «Папа, почему закрытая дверь – это не «потише», а ручка регулятора – это «потише»?». Папа ответил: «Сей парадоксальный феномен изучают не в медине, хотя надо бы именно там». Через двенадцать лет, бурных и бессонных я закончил второй, далеко не медицинский институт и сказал папе: «Ты был прав тогда, надо было в медицинский поступать.» Папа (врач) закричал: «Ни в коем случае!» Но младший брат стал таки врачом на радость маме (врач). А отец, в отместку, перестал поддаваться, играя с нами в шахматы. Разрешить «феноменальный парадокс» я пытаюсь до сих пор.
Тогда, в пятнадцать лет, «в библиотеке» я, как баран, около часа смотрел на объяснение Цыкина в книге «Электронные усилители», почему обратная связь: а) «действует», б) «улучшает», в) «стабилизирует», г) «и т.д.». А потом сказал себе: установившийся режим, свершившийся факт, приборы, наверное, так показывают. И действительно. Позже, на экзаменах, для твёрдой четвёрки этого объяснения вполне хватало. И осциллографы всё так ровненько-ровнюсенько показывают. И Фурье с первого-второго курса согласно кивал, мол. да-да ТЛЭЦ, ТНЭЦ, бэмц и тдэмц. И я слушал и делал «Шушурина», «Маршала Линча», «Оталу»… Но на первом курсе я услышал своих любимых «Битласов» через, новый тогда, «Маяк 201». Звук был ясным и холодным. Меня поразила «неслитность» и дисгармоничность звучания «Сержанта». Не было тех «биений» и «вибраций», которые давали мои «Нота» и «Рекорд». Но «Маяк 201», оказалось, звучал вовсе не плохо. «Маршал Линч» звучал так же. Хуже дела обстояли с «Маяком 203» и т.д. Чем выше «цифра», тем хуже.
Но пластинки всегда лучше своих магнитных копий. Действительно, «Вега 101» (кто помнит?), через «первые» легендарные 10МАС-1 , «Яблочный», Белый, Двойной, не запиленный. «You say it`s your birthday! Та да та да та да та дам!». От воспоминаний дух захватывает. «Нота» и «Рекорд» были, к счастью (см. ниже), разобраны на детали.
Слушал и «фирму», ручки которой крутить хозяева не позволяли никому, и смотрел, как загипнотизированный, на Кг = 0,01% и, потому непредвзятых впечатлений о «Панасониках» у меня не осталось: кто я – бедный, но лохматый студент, а они – Семья Кочегара Дальнего Плавания! Вспоминая те звуковые впечатления, отмечаешь, что усилители, акустика, проигрыватели «показывали» музыку не всегда и как-то случайно. Но об этом ниже.
Однажды я услышал из окна четвёртого этажа общаги института связи потрясающий звук. В окне торчала колонка от «Трембиты». Я сразу понял: усилитель какой-то необычный. Хозяин системы тоже торчал в окне, свесив ноги в Одессу, и курил. Я спросил (не повышая голоса!): «Что за аппарат?» Хозяин (Лёха), видно изучал общественное мнение, ответил: «Митрофановский». Вот так и познакомились. Много позже я спросил самого Юрия Митрофанова: «А почему Вы занимаетесь какими-то импульсными устройствами, ведь Вы специалист по усилителям НЧ?» На что последовал ответ: «Вот Вы, молодой человек, и займитесь». Это была наша последняя встреча. Его друзья рассказали недавно: он уже не мог сидеть, работать, сказал сыну возьми в этом телевизоре подпаяй это и это, а в этом усилителе это и это и т.д.; и так продолжалось несколько часов, пока все «долги» по ремонтам не были выполнены; затем он уснул; а утром его не стало.
«Митрофановские» усилители – это то лучшее из «традиционных» транзисторных схем с ОС, что я слышал. И сам Юрий Митрофанов заставил меня поверить не в «элементную базу», а в «разум» и своим собственным ушам. По правде сказать, я ещё до знакомства с «митрофановским» звуком вполне созрел и оставалось только легонько стукнуть по стволу пальмы (сакуры).
И вот оно упало. Появился тогда свежий корректор «Кенвуд» товарища Н.Сухова на «наших» деталях. Сгорело их у меня немало. Корректор таки заработал. При этом я самостоятельно первый раз в жизни повыбрасывал половину электролитов, заменил их на «плёнку», изменил цепь коррекции, переделал печатную плату, т.к. понял - на заклёпках будет лучше, заподозрил неладное в «игрушках» с тау-4 и тау-5 и задумался над влиянием ОС на перегрузочную способность, шумы и АЧХ. Результатом раздумий стал корректор на 157УД2 с «плёнкой» К73-17 в корректирующей цепи, с общим коэффициентом усиления 20. Работали не все экземпляры 157УД2, а один из четырёх, и звук был лучше, чем у вылизанного суховского «Кенвуда». Затем я услышал настоящий KENWOOD, который звучал так же как мои «157-е УД2». Через некоторое время я узнал, что в своих поисках я не одинок и что публиковать усилители-корректоры с отличным от ста коэффициентом передачи никто в советской прессе начала 80-х не будет. Мои «157-е УД2» были в 10 раз дороже обычных, шумели в 10 раз больше, а до «вибраций» никому дела не было. Однако, «в кулуарах», мне издали показали статью про «качество звука и конденсаторы» из «Electronics and Wireless World». Ага! Я на верном пути? Тем более, что на выходе моего корректора осциллограф показывал «бикфордов шнур», а я слышал и шум и измерительные 800 Гц. Вернувшись к кайлу и паялу, немедленно выкинул из +/-15-ти вольт электролиты и оставил «голые» стабилитроны. Ага!! Заменил «маленький» К73-17 на керамику. Угу? Заменил керамику на стирол (К71-7). Ого!!! Ого-го. Хо-хо. И это в 1982 году.
Осень , 1988 г. Последний мой корректор с «обратной связью». Усилитель «Одиссей»; в нём – корректор по «ямаховской» схеме с электролитами и слюдой (К31-11) в ОС. Полностью переделываю коррекцию на стирол (К70-7) в ущерб шумам. Хорошо, но не очень. С трудом нашёл 0,2 мкФ ССГ и с трудом втиснул в один, полностью слюдяной, канал (правый). При прослушивании «стирольный» канал был «в колонке», «слюдяной» - всюду! Пришлось переделывать корпус корректора внутри «Одиссея», т.к. все слюдяные конденсаторы туда не помещались.
После
завершения работ слушал « LZ
– II» и смотрел на
схему УМ «Одиссей». В голову приходит мысль: если в нагрузке – разность токов
«плеч», то через источник питания идёт их сумма. Разность «по нелинейности»
более менее скомпенсирована. А сумма – «в квадрате» НЕТ! И «всё это»
последовательно включено с нагрузкой. В «Одиссее» стабилизаторы по питанию –
это усилитель в режиме А охваченный обратной связью с нуля герц. Зачем там, в
стабилизаторе, на выходе это 10000 мкФ? Убрать их к чёрту. Тогда ток полностью
пойдёт через транзисторы стабилизатора. Требования к «усилителю» стабилизатора «в квадрате» выше, чем требования к
«основному» усилителю. Или «голые» конденсаторы оставить? Это уже было. Почему
«стабилизатор» в «157УД2» работал лучше без емкостей? Потому, что «пробитый»
диод Зеннера – омическое сопротивление. Чем диод Зеннера отличается от
стабилизатора в УМ «Одиссей»? Стабилитрон в режиме стабилизации – очень
высокочастотное устройство, и в рабочем диапазоне токов – «очень линейное
устройство». Стабилизатор в «Одиссее» тоже линейное устройство, но не такое
высокочастотное. Высокочастотное – быстрое? Быстрое – мгновенное? Что
ограничивает в стабилизаторе «Одиссея» его «мгновенность»? 10000 мкФ? Убрали.
Транзисторы? Да. Ещё что? Обратная связь!!! Любая! А в стабилитронах ОС нет. А
для «Одиссея» нужен стабилизатор, ОС которого работает в «спектре в квадрате».
Зачем мне усилитель, который требует «на порядок лучший» стабилизатор, чем сам
усилитель? А что такое «спектр в квадрате»? Ну его к чёрту, ведь проще и яснее:
сумма токов «плеч». Так был нанесён первый удар по «спектрам» и второй удар по
ОСАМ (читай: по моим мозгам). Действительно, если известно «кривое зеркало»
каскада, зачем ещё вычислять его «спектральные особенности»? «…Fuck away,
Heartbreake-e-e-e-e-e-e-e-e-e-a-a-a-r-r-r!…».
К началу 1988 года я активно «тестировал» усилители следующим образом: проигрывая «заведомо хорошую» и знакомую фонограмму «уменьшаешь громкость» до тех пор, пока «картина не провалится» вглубь пространства за колонками. «Громкость» начала «провала» и есть критерий «первого порядка» в оценке усилителя. Почему? Потому, что основное назначение усилителя звука – «усиление» громкости! А не мощности. Но главное назначение усилителя звука (и акустической системы) – передача «уровня громкости» от «звукорежиссёра» к «слушателю». «Ручка громкости» в «идеальном усилителе» не нужна.
Немного раньше, осенью 1987 г., в передаче «Русской службы Би-Би-Си» «В мире науки и техники» голос Леонида Владимирова мне сообщил: «В Англии есть конструктор усилителей (фамилию не помню), который делает их без обратной связи. И он утверждает, что звук усилителя без обратной связи лучше, чем усилителя с обратной связью. Сам конструктор говорит следующее: отключите в усилителе обратную связь и убавьте громкость, и Вы получите удивительный звук.»
Я подпрыгнул вместе со стулом на котором сидел: с помощью «регулятора громкости» на «157УД2», в обратную связь которой и включен упомянутый ранее СП3, не удаётся «провалить картину», а с «фиксированной обратной связью» удаётся! Что мешает мне использовать 157УД2 без ОС? Большой коэффициент усиления. Без ОС 157УД2 не работает вообще.
Тогда я вспомнил «объяснение Цыкина». Так, что же «в моих ушах» господствует Антицыкин? Но Англия, она далеко, и вряд ли «о Цыкине» слышал тот конструктор. Так был нанесён первый удар по ОСАМ, а заодно и по моральным устоям бывшего комсомольца Игоря Гапонова английскими империалистами. Но конструктор мог знать про Блэйка и его патенты. И я пошёл «в библиотеку». Там я понял: Цыкин был завербован Блэйком ещё до Войны. Самое интересное я обнаружил не «в патентах Блэйка и Винера», а в «Альбоме схем. Радиоприёмники, радиолы, магнитофоны, электрофоны.» Рехвиашвили Ю.Г.,А.А.Бочинского за 1969 г. И мне стало ясно, что покушение на меня готовилось ещё до моего рождения и что я чудом остался жив:
1) Радиоприёмник «Рекорд – 53» - усилитель без общей ОС, два каскада (6Г2, 6П6С), автотрансформаторное питание от сети;
2) Магнитофон-приставка «Нота» (МП-64) – трёхкаскадный усилитель воспроизведения (6Ж32П, 6Н1П), два каскада охвачены корректирующей ОС с одним конденсатором, «ВЧ подъём» осуществлялся на входе (пассивная цепь).
Как мне вспомнилось, конденсатор в ОС был ПСО (стирофлекс). И я его нашёл в своём радиохламе!
Я стал лихорадочно искать «в библиотеке» усилители НЧ без обратной связи. Их было мало. Все они были на лампах и «короткими». Конструкторы явно боролись за «экономические показатели» и применяли «плохие» детали. Но усилителей ВЧ и усилителей ПТ «с преобразованием» и без ОС было – хоть отбавляй!
О ламповой одиссее я, может быть, расскажу во второй серии. Сейчас самое время рассказать о том, как появился «громкостный тест».
Следствием отцовских требований «сделать шарманку потише» явилась необходимость в компенсации потери громкости расстоянием до излучателя. Что я и делал: засовывал голову в «Рекорд», не взирая на высокое напряжение электрического тока и высокую проводимость кожи лица. В 1987 г. «в библиотеке» я узнал, что «Рекорд – 53» имел автотрансформаторное сетевое питание. Как я жив остался? Слава тебе, Господи! И именно «внутри», а не «снаружи» лучше всего было слышно. С высоты нынешнего верхнего электромузыкального образования я понимаю, что убивал всех зайцев сразу. То, что зайчик Игорь Гапонов не был убит тогда – чудо! Десять лет назад (1993), после очередного удара электрическим током, я изрёк: ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ДИСЦИПЛИНИРУЕТ! Спасибо Бердскому радиозаводу, он сделал «Вегу - 101» и 10 МАС-1, а я разобрал «Рекорд – 53».
Через пять лет после «рекордных» опытов я купил на первую-вторую зарплату не «пальто маме» и не «велосипед брату», а «Комету – 212» и проигрыватель «Радиотехника». Кстати, мама и брат остались довольными моей покупкой, но только через три месяца. Т.к. все «гарантийные» устройства я разобрал до винтика, выпрямил, подточил и собрал снова. Один отец ворчит до сих пор. Но на «Вагнера» приходил к нам с братом в комнату с удовольствием. Отец помог мне сделать для «Кометы» мои первые колонки: старый «комод» был разрезан пополам, в образовавшиеся ящики смонтированы по два динамика от «Беларуси» и от «Урала» и трубы фазоинверторов (настройка приблизительно 32 Гц). Фильтров не было. «Вагнер» звучал ошеломительно, как и положено Вагнеру.
При «разработке», купленной на свои кровные, системы я руководствовался уже зрелыми принципами: можно «довести до ума» набор деталей для «Кометы» и «Радиотехники», сделать «бесплатные колонки», а на сэкономленные деньги купить Yes, King Сrimson, или LZ. Имея «источник» и «акустику» можно экспериментировать с усилителями. Громко музыку можно слушать через телефоны. Проект можно осуществить в «короткие сроки». Я не стал делать себе «Маршала Линча» или «Шушурина». Я хотел сделать себе ламповый усилитель на 6П27С как у Пикерсгиля.
С усилителем в «Комете» мне повезло. Посмотрите на схему: трёхкаскадная классика с минимально возможными для обеспечения заданного усиления коэффициентами передачи каскадов и глубиной ООС. «Корректирующих ЛАЧХ» цепей там не было. Но тогда я считал всё это недостатком. Я подобрал по минимуму тангенса дельта электролиты в развязывающих цепях, «по главному питанию» удвоил ёмкости и поставил плёночные шунты К73-17, подобрал по «бетте» КТ805, загнал их в АВ режим: радиаторы тёплые но «ноль» не болтался. Интересно, что начальный ток (приблизительно 0,1 А) я корректировал «на работе» в течение двух дней, всё это время усилитель был включён, и было жарко: июль всё-таки. С остальной «электроникой» я ничего не делал. Только настроил ток подмагничивания в «Комете» и убрал гул двигателя в «Радиотехнике».
Слушали мы с братом музыку тихо. Сначала по требованию старших. А затем…
Я сделал телефоны из одного «Юпитера» (правый канал) и одного «Космоса» (левый канал) – это такие ма-а-аленькие приёмнички, самая большая деталь в которых – динамик, вот из них и сделал. Оголовье – «глушитель» для рабочего пилорамы. Прихожу я как-то поздно, брат спит, магнитофон работает, телефоны «играют» как-то тихо. Слушаю. Звучит тихо, но очень, очень хорошо. Делаю громче, громкость не меняется. Что такое? Оказывается, брат включил телефоны в линейный выход. Включаю в нормальный выход. Звучит хуже. Чем громче, тем хуже. Стараюсь «громкостью» (!) скомпенсировать «потерю ясности». Результат: при «равной ясности» линейный выход звучит существенно громче. Линейный выход «Кометы – 212» - эмиттерный повторитель на ВЧ транзисторе средней мощности (не помню, какой транзистор). Вот как? «По ясности (прозрачности, глубине)» можно регулировать звук усилителя «громкостью». А можно сравнивать два усилителя при, например, равной «глубине» звуковой картины. А можно, имея в памяти такие «недвумерные» впечатления, тестировать усилители. И колонки. И магнитофоны. И проигрыватели. И копии. И сами пластинки. Только «регулировать» надо в каждом случае (колонки, магнитофоны и т.д.) свой, характерный параметр. Утром я сказал: «Брат, ты воткнул пилораму не туда». Он ответил: «А я всегда так слушаю, там звук лучше, а к тихости и громкости привыкаешь через пять минут». Чтобы слушать ночью, вдвоём очень хороший звук никому не мешая, я сделал делитель, сначала на 10, а потом на 40. «Глубина» картины зависела, в основном, теперь от «источника». Я начал делать корректор Н.Сухова (см. выше), поменял звукосниматель…
Я думаю, что «нестабильность» моих впечатлений от прослушивания в юности объясняется прежде всего не субъективными, а объективными обстоятельствами. Я не контролировал органы управления и не ставил себе выверенных и продуманных целей прослушивания. Прослушивание – работа и очень тяжёлая работа особенно, когда требуется поставить диагноз.
Заканчивая «транзисторную» часть, опишу «ту» систему с «Одиссеем», которую я «делал» для друга в «советском», тогда в 1988–м, Вентспилсе. И тогда же мои загоризонтные локаторы учуяли не то айсберг, не то крупную рыбу. Отгадайте: как её (его) зовут?
Друг (между собой мы называем его: «некто Борго») Боря перепробовал несколько «Бригов» и, хоть много зарабатывал, ни в какую не хотел брать соневский мосфэт. Он говорил: «Я слышал в 1980-м, как звучит мой кримзоновский «Жаворонок» через шАровый «Корвет» и «Бриг – 001».» Такой (а не другой) «Корвет» он купил. Он купил «оригинальные» 35АС-1. У него было четыре (или пять) «всяких» «Бригов» и один «Одиссей – 010». Он не курил гашиш. Ему и так аммиака хватало на своём WeatherПрипортовом заводе. Ему нужна была МУЗЫКА. Причём так, чтобы скулы сводило и становилось понятно, какая там у них в Америке тоска. Декларации Ю.Шевчука его не устраивали. Нужна была материализация духов. Задача ясна? Выполняйте!
Диагноз гласил: надо менять «голову» на «Корвете» и «переделывать» «Одиссей», «Бриги» «не работали». Для начала я отправил его в Ленинград «на базу» с тест-пластинкой и телефонами ТДС-5 выбирать головку «Корвет – 008». А сам переделал фильтры в 35АС-1 и заменил там ВЧ (выбросил с пятого этажа) головки на 10ГИ-1. И начал изучать «Бриги» и «Одиссей». В «железе» перетасовал несколько узлов используя «Бриги», одновременно менял подозрительные детали. Особое внимание уделил коммутации и электролитам. Освежил все пайки. Электролиты проверял на «мосту». Даже сбалансировал по ёмкости (+/-5%) «главный калибр». Зашунтировал стиролом (К70-7). ОС не трогал. О корректоре Вы уже знаете. Из Питера Боря привёз три «головы». Одну подарил мне. Кстати. «Головы» были с иглами «Парок», но «цифры» имели «008». Звучали чуть-чуть по разному. «Магазинным головам» давали сто очков форы. Заплатил «некто Борго» за «головы» столько же, сколько «Корвет» весь стоил. Плюс дорога. Иглы под микроскопом выглядели идеально.
Звук «системы» был ясным и холодным, как у «Маяка – 201» или «Маршала Линча». Не было «митрофановской» и «кометовской» теплоты. Я посмотрел на «некоего Борго». Он сидел и цедил сквозь сведённые челюсти: «Как им там хуёво, в Лос-Анжелесе». За окном неслись низкие октябрьские тучи и лил Балтийский (Белый Двойной) Дождь. Мы слушали «Heavy Weather». «Я хочу в Одессу-маму, звук – холодный», - сказал я . «Некто Борго» встал, достал из книжного шкафа глянцевый проспект. Дал мне. Это был проспект Техникса. Но не обычный. В нём красовались один усилитель и одна «модель» АС. «Она» была из монолита красного дерева и весила столько же, сколько камин, у которого «она» сфотографировалась. Усилитель светился лампами поодаль… Кг = 1%, Рвых = 25W, 20-20000 и т.д. О таких «свежих» усилителях я знал. Поражала его цена: за один процент и 25 ватт просили в десять раз больше, чем за 0,002% и 250 ватт! Я вспомнил свой корректор на 157УД2. «Ну как, согрелся?» - спросил «некий Борго».
Мою иголку «Парок» с цифрой «008» сломал мой годовалый сын. Он ещё не знал, что она из бериллия, и букву «р» не выговаривал. Сломал он её руками, пополам. Я храню её, как память об ОСАХ и спектрах.
Игорь Гапонов.
Одесса
17.05.2003