Назад в раздел "Притчи"
ИУДЕЙСКИЕ ПРИТЧИ И ИСТОРИИ.
1 Изменить самого себя.
2 Время для надежды
3 Взглянуть на небо
4 Лодочник
5 Ложь и проклятия
6 Свойства вина
7 Идол
8 Змея
9 Нерадивый раб
10 РАБСТВО И СВОБОДА
11 Отец и сын
12 Роза
13 Зрячий и слепой
14 ОБЛИК МОИСЕЯ
15 Паук и шершень
16 КОТОРЫЙ ИЗ ТРЕХ?
17 УЧЕНЫЕ И ПОДЕНЩИК
18 ВСЯ СУТЬ ТОРЫ
19 ГОСТЬ В ДОМЕ
20 БЕДНЫЙ ЖЕНИХ
21 ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
22 МУДРОСТЬ И КРАСОТА
23 ДЕТИ СМУТИЛИ ЕГО
24 САМ НА СЕБЯ НАКЛИКАЛ
25 ОТДАННОЕ НА ХРАНЕНИЕ
26 НЕ ГРЕШНИКИ, НО ГРЕХИ
27 ИЗ-ЗА ТЕЛЕНКА
28 ЧЕТЫРЕСТА БОЧЕК СКИСШЕГО ВИНА
29 ЛЮДИ ЗАБЫЛИ НИЗКО СКЛОНЯТЬСЯ
30 ГЛУХОЙ
31 ОБЕД
32 МИРАЖ
33 ЦАРЕВИЧ
34 ГЛУХОЙ, СЛЕПОЙ И БЕДНЫЙ
35 ДВА ВЗГЛЯДА
36 ДЕРЕВО НА ТОПОРИЩЕ
37 СОЛНЦЕ И ЛУНА
38 ПРАВДА
39 ВЗГЛЯД И ВЗДОХ
40 МАЛЕНЬКИЙ КУСОЧЕК ВЕРЕВКИ
41 ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ
42 ДВА СПОСОБА СОГРЕТЬСЯ
43 ПЛАЧ РЕБЕНКА
44 МИНУТА ЖИЗНИ
45 ЛОШАДКИ ОДНОЙ МАСТИ
46 ВЕРА В БОГА
47 ЧУДО
48 КУДА ДЕЛСЯ КОНЬ?
49 ДВОЕ ПРИГЛАШЕННЫХ
50 Я СМОТРЕЛ ВВЕРХ
51 МОЙ НАСТОЯЩИЙ ДОМ
52 Стекло
53 Член семьи.
54 Полная картина.
55 Хозяин в своём доме.
56 Предсмертное благословение
57
1 Изменить самого себя.
«Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси –
такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город –
такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить
свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так
Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи
таким маленьким, – самого себя».
2 Время для надежды
Два раввина делают всё возможное, чтобы обеспечить духовный комфорт
евреям в нацистской Германии. В течение двух лет, невыносимо
напуганные, они уклоняются от своих преследователей и выполняют
религиозные функции в различных обществах. В конце концов, они стали
заключёнными.
Один из раввинов, ужасаясь тому, что с ним может случиться, постоянно
молится. Другой, тем не менее, целый день спит.
-- Почему Вы так себя ведёте? -- спросил напуганный раввин.
-- Для того чтобы сохранить мою силу. Я знаю, что она мне потребуется
позже, -- сказал тот.
-- Но разве вы не напуганы? Мы не знаем, что с нами может случиться.
-- Я боялся до тех пор, пока нас не схватили. Теперь, когда я
заключённый, чего хорошего бояться того, что может случиться со мной.
Время для страха закончилось; теперь время для надежды.
(Источник: Коэльо П. Мактуб. )
3 Взглянуть на небо.
хасидская притча
Однажды, глядя из окна на рыночную площадь, Нахман увидел одного из
своих последователей, некоего Хайкеля. Тот куда-то спешил. Он
окликнул его и пригласил в дом.
- Скажи, Хайкель, - спросил он, - видел ли ты небо сегодня?
- Нет, рабби.
- А улицу, Хайкель, улицу ты видел сегодня утром?
- Да, рабби.
- Расскажи мне, что ты видел.
- Ну: людей: лошадей: телеги: кареты. Торговцев - они размахивают
руками. Шумят и бранятся крестьяне. Мужики, бабы бегают взад и
вперед: Вот что я видел.
- Эх, Хайкель, Хайкель, - покачал головой рабби Нахман, - и через
пятьдесят, и через сто лет здесь будет улица вроде этой. И другой
рынок вроде этого. Другие экипажи будут возить других купцов, и они
будут торговать другими лошадьми. Но ни меня, ни тебя уже не будет.
Вот я спрашиваю тебя, Хайкель, какой прок в твоей беготне, если у
тебя нет времени взглянуть в небо.
4 Лодочник
Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодоч
ник заметил дырку в днище, заделал её, закончил покраску, получил
деньги и ушёл. А на другой день к нему примчался хозяин лодки.
- Вот вам деньги за починку, - сказал он и протянул кошелёк с
золотом.
- За что? - удивился мастер, - я получил сполна!
- Да, - подтвердил хозяин. - Но то были деньги за покраску лодки,
а эти я плачу за ремонт.
- За такой пустяк? - изумился лодочник. - Это отняло у меня
немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь:
- Эта мелочь, как вы её называете, - ответил хозяин лодки, -
спасла жизнь моим детям. Я позабыл о дыре, расплатился с вами и
ушёл по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я
был в отчаянии, думал, они погибли! А когда дети благополучно
вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам:
5 Ложь и проклятия
Притча р. Леви:
— Узнав о повелении Ноаху ввести в ковчег и представителей "всякой плоти",
пришла и Ложь, стараясь прокрасться туда же. Но Ноах заметил ее и сказал:
— В ковчег принимается и всякая нечистая тварь, но только "по паре". Иди
же, сперва найди себе своего суженого.
Пошла Ложь искать себе суженого, а навстречу — Проклятие.
— Откуда, — спрашивает, — идешь ты?
— Ходила я, — отвечает Ложь, — к Ноаху, а он говорит: "найди себе сперва
пару". Не согласишься ли ты сочетаться со мною?
— Чем же ты меня вознаградишь за это?
— А вот чем. Составим договор, чтобы все приобретаемое мною, принадлежало
тебе.
На том и покончили. И с той поры все, что приобретается Ложью, становится
достоянием Проклятия и гибели (Шохер Тов, 7).
6 Свойства вина
Посадил Ноах первую виноградную лозу. А Сатана пришел и спрашивает:
— Что будет из этой посадки?
— Виноградник, — ответил Ноах.
— Не желаешь ли взять меня в компаньоны?
Ноах согласился. Что же сделал Сатана? Привел к винограднику овцу, льва,
обезьяну и свинью и, заколов их, поочередно полил виноградник их кровью.
Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно же природные свойства всех
названных тварей: вначале он кроток как овечка, потом становится отважным
как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна, и, наконец,
валяется в грязи подобно свинье.
Все это произошло и с праведным Ноахом (Танхума).
7 Идол
Терах занимался изготовлением идолов, которыми торговал на базаре. Однажды
он поручил продажу своего товара Аврааму. Подходит на базаре человек к
Аврааму и спрашивает:
— Не найдется ли для меня подходящего бога?
— А тебе какого надо? — спрашивает Авраам.
— Видишь ли, — отвечает тот, — я богатырь и хотел бы приобрести себе
бога-богатыря.
Авраам снял истукан, помещавшийся выше остальных уговорит:
— Вот этот самый для тебя подходящий.
— Но разве он богатырь?
— Глупец! — Отвечает Авраам. — Уж таков искони порядок среди идолов:
который поставлен выше остальных, тот богатырем и слывет.
Когда этот человек собирался уходить со своей покупкой, Авраам остановил
его вопросом:
— Скажи, сколько тебе лет?
— Семьдесят.
— И тебе, прожившему на свете семьдесят лет, не стыдно воздавать божеские
почести идолу, сделанному день назад.
Покупатель с презрением бросает идол, берет обратно деньги и уходит.
Подошла женщина и передала Аврааму, в дар идолам, полную миску
тонкопросеянной муки. Взял Авраам палку, разбил всех идолов, кроме одного,
самого крупного, которому и вложил в руки палку. Приходит отец и
спрашивает:
— Как это произошло? Кто это сделал?
— Расскажу, — отвечает Авраам, — ничего от тебя не скрывая. Дело было так:
принесла женщина миску с мукою и просит принести в жертву идолам. Стал я
совершать, как следует, жертвоприношение, а идолы и завели спор между
собою, — один кричит: "я хочу поесть раньше", а другой: "нет, я раньше!"
Но тут встал самый крупный идол и — видишь — разбил все.
— Но ты издеваешься надо мною, — закричал отец, — разве способны эти...
— Да? Так вдумайся же сам, отец, в слова свои...
8 Змея
"Одного человека ужалила змея. Побежал он к реке и бросился в воду, а в
том месте увидел тонущего ребенка и спас его от смерти. Ребенок начал
благодарить своего спасителя, но тот сказал: "Дитя, не я тебя спас, а
спасла тебя змея. Ибо не укуси она меня, я бы не побежал к реке и не помог
бы тебе выбраться из омута".
9 Нерадивый раб
Своим упорством фараон напоминает притчу про наказанного слугу:
— Некто послал слугу на базар купить рыбу. Купленная рыба оказалась
тухлой. За это хозяин предложил слуге на выбор одно из трех наказаний:
съесть рыбу, либо получить сто ударов, либо же заплатить сто мин[3].
— Съем рыбу, — выбрал слуга.
Принялся есть, но не успел окончить, как ему сделалось дурно.
— Нет, — заявил он, — лучше уж получить сто ударов. На шестидесятом ударе
он почувствовал, что больше ему не выдержать.
— Остановитесь! — закричал он. — Плачу сто мин.
Оказалось — он и тухлой рыбы наелся, и бит был, и денег лишился.
10 РАБСТВО И СВОБОДА
Притча раби Леви:
— Некто имел участок земли, покрытый кучами мусора, и решил его продать.
Купивший эту землю очистил ее от мусора и нашел на том месте родник
превосходной воды. Насадил он виноград и гранатовые деревья, остальное
место разбил на грядки под ароматические растения; посадки свои подвязал
на тычинках; построил тут же башню и приставил к месту надежного сторожа.
Прохожие не могли налюбоваться. Случилось побывать там прежнему владельцу.
Видя, во что превратилась прежняя пустошь, он воскликнул: "Горе мне! Такое
место я продал! Такой благодати я лишился!"
Народ израильский, находясь в Египте, представлял собою пустошь, покрытую
мусором. Свобода превратила их в вертоград цветущий — и слава их прошла по
всему миру, как живой укор прежнему их поработителю, фараону (Шмот Раба,
20).
11 Отец и сын
Посадил отец своего сына себе на плечи и пошел ходить по базару. Заметит
ребенок ту или другую вещь и говорит: "Купи мне это, отец!" Тот и
покупает. Раз, другой, третий, — увидел ребенок товарища своего и вдруг
спрашивает: "А не знаешь ли ты, где мой отец?" — "Глупец! — отозвался
отец. — Сидишь у меня на плечах, я покупаю для тебя все, чего ты ни
пожелаешь, и ты же у первого встреченного спрашиваешь: "не видал ли моего
отца?" Взял и сбросил сына с плеч своих; подбежала собака и укусила
ребенка".
12 Роза
Притча раби Иегуды бераби Шимон:
Некто, имея сад, насаженный аллеями смоковниц, яблоней и гранатовых
деревьев, сдал его арендатору. Придя туда через некоторое время, он нашел
сад совершенно запущенным, заросшим терновником. Позвал он людей, чтобы
вырубить терновник, но в это время среди колючих зарослей заметил
пышноцветущую розу, издававшую упоительное благоухание. И он сказал: "ради
одной этой розы я готов оставить все в этом саду нетронутым".
На двадцать шестом поколении после миротворения воззрел Творец на мир и
нашел его наводненным грехом и пороком; то же было и в эпоху Потопа, и в
эпоху "Рассеяния". Заросшему терновником саду подобен был мир. Но в этом
мире, как роза в заглохшем саду, расцвел Израиль в тот час, когда ему дан
был Завет на Синае. И когда зазвучал народный голос: "Будем исполнять и
слушать", Господь сказал:
— Розы ради пощажу Я вертоград. Ради Торы и Израиля сохраню миру бытие его
(Вайикра Раба, 23).
13 Зрячий и слепой
"Когда ты будешь зажигать светильники" —
— Владыка вселенной! — говорили израильтяне перед Господом. — Ты светоч
мира, Ты источник света, — и нам велишь Ты зажигать свет перед Тобою?
Отвечал Господь:
— Мне нет нужды в вашем свете, но Я желаю, чтоб вы светили Мне так же, как
Я светил вам. Притча гласит: Шли одним путем зрячий со слепым. И сказал
зрячий слепому:
— Когда мы войдем в дом, ты зажжешь свечу и посветишь мне.
— Помилуй, друг! — возразил слепой. — Когда мы были в пути, ты был
единственной поддержкой мне; ты же указывал мне дорогу, пока мы не дошли
до дома, а теперь ты мне, слепому, говоришь, чтоб я светил тебе!
— Я для того говорю тебе это, — ответил зрячий, — . чтоб дать тебе
возможность хотя чем-нибудь вознаградить меня за услуги, оказанные тебе
мною (Бемидбар Раба, 15).
14 ОБЛИК МОИСЕЯ
Весь мир был потрясен и очарован чудом Исхода. Имя Моисея было у всех на
устах. Дошла весть о великом чуде и до мудрого царя Арабистана. Призвал
царь лучшего художника-живописца и повелел ему отправиться к Моисею,
написать и доставить облик его. Когда художник возвратился, царь собрал
всех мудрецов своих, искусных в науке физиогномики, и предложил им
определить по облику характер Моисея, свойства, наклонности, привычки его,
и в чем таится чудесная сила его.
— Государь! — ответили мудрецы. — Облик этот принадлежит человеку
жестокому, высокомерному, жадному к наживе, одержанному властолюбием и
всеми пороками, какие существуют на свете.
Возмутили царя эти слова.
— Как! — воскликнул он. — Возможно ли, чтобы таким был человек, дивные
подвиги которого гремят по всему миру?
Пошел спор между художником и мудрецами. Художник утверждал, что облик
Моисея написан им вполне точно, а мудрецы настаивали, что натура Моисея
определена ими по этому изображению безошибочно.
Мудрый царь Арабистана решил проверить, кто из спорящих прав, и лично
отправился в стан Израилев.
При первом же взгляде царь убедился, что облик Моисея изображен художником
безукоризненно. Войдя в шатер человека Божьего, преклонил царь колена,
поклонился до земли и рассказал о споре между художником и мудрецами.
— Сначала, прежде чем я увидел лицо твое, — сказал царь, — я подумал:
должно быть, художник плохо написал облик твой, ибо мудрецы мои в науке
физиогномики люди весьма опытные: ныне же убеждаюсь, что это люди
совершенно ничтожные и суетна и ничтожна мудрость их.
— Нет, — ответил Моисей, — это не так: и художник, и физиогномисты люди
весьма искусные; и тот, и другие правы. Да будет ведомо тебе, что все
пороки, о которых говорили мудрецы, действительно присвоены были мне от
природы, и быть может — еще в большей степени, нежели это определено ими
по облику моему. Но долгими и напряженными усилиями воли боролся я с
пороками моими, пересиливал и подавлял их в себе, пока все противоположное
им не стало второй натурой моей. И в этом высшая гордость моя.
(Мидраш по Тиферет Исраэль, Кидушин)
15 Паук и шершень
Однажды, сидя в саду, Давид увидел, как шершень пожирал паука.
— Что за прок в этих тварях Твоих, Господи? — сказал он. — Шершень портит
соты, и сам ничего не производит полезного; паук целый год ткет, а одеться
не во что.
— Давид! — отвечал Творец. — Ты издеваешься над творениями Моими? Придет
время — и ты нуждаться будешь в них.
Спасаясь от преследований Шаула, скрылся Давид в пещере. Послал Господь
паука, и тот заткал паутиной вход в пещеру. Пришел Шаул и видит: вход
паутиной заткан.
— Очевидно, — решил он, — в эту пещеру никто не входил, иначе паутина была
бы разорвана в клочки.
И удалился, не входя в пещеру.
Выйдя из своего убежища и увидав, в чем дело, Давид готов был расцеловать
паука.
— Благословен, — сказал он, — Создавший тебя, благословен будь и ты!
После этого случая узнал Давид, что Шаул расположился на холме Гахила, и
пошел в то место. Шаул спал в шатре, и тут же лежал Авенир, военачальник
Шаула. Авенир был роста исполинского и телом своим занимал все
пространство вдоль шатра, так, что голова его была у одного входа в шатер,
а ноги достигали противоположного входа. Когда явился Давид, Авенир лежал,
держа ноги согнутыми в коленях, и Давид прошел под коленями его, а в ту
минуту, когда Давид, с копьем Шаула и сосудом с водою, собирался уходить,
Авенир вдруг начал выпрямлять ноги, как две гигантские колоды, опуская их
над Давидом.
Воззвал Давид к Господу:
— Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Навел Господь шершня на
Авенира; ужаленный исполин снова согнул ноги, — и Давид мог свободно выйти
из шатра. И воспел Давид хвалу Господу:
"Кому подобное свершить? Господь-Благоподатель! Прекрасны все деяния
Твои".
(Алеф Бет д'бен Сира)
16 КОТОРЫЙ ИЗ ТРЕХ?
Шли дорогой три странника. Наступил канун субботы.
Сговорились странники и спрятали бывшие при них деньги в одном месте. В
полночь один из них встал и, взяв деньги, запрятал их в другое место. В
исходе субботнего дня пошли странники взять деньги и, не найдя их, начали
обвинять друг друга в краже. Решили пойти на суд к Соломону.
Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на
другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора,
заставив его самого уличить себя. Когда странники снова явились на суд,
Соломон обратился к ним с такими словами:
— Слышал я о вас, что вы люди просвещенные, мудрые и в делах спорных
опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один
царь. В стране этого царя росли в соседстве отрок и девушка. Полюбили они
друг друга, и сказал отрок девушке:
— Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женою прежде, чем я не дам на
то своего согласия.
Девушка поклялась. Через некоторое время ее обручили с другим человеком.
После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху:
— Я не могу сделаться твоей женою до тех пор, пока не пойду к первому
жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это.
Придя к первому жениху, она сказала:
— Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женою
того, с кем меня повенчали.
— Так как ты осталась верна клятве своей, — ответил тот, — я не возьму
никакого выкупа. Иди, ты свободна.
А молодому мужу, который был тут же, он сказал:
— Радуйся в мире доле своей.
На обратном пути на них напали разбойники. Между разбойниками был один
старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями,
потребовал любовных ласк от молодой женщины.
— Позволь мне, — взмолилась она к разбойнику, — рассказать тебе об одном
случае в моей жизни.
И она рассказала историю первого своего сватовства и то, как поступили оба
жениха ее.
— Подумай же, — прибавила она в заключении, — тот юноша, который имел все
права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня, тебе,
человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе все серебро
и золото, только освободи меня с мужем моим.
Выслушав рассказ ее, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись
в том, что он, уже стоящий на краю могилы, намеривался сделать, не только
отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил полностью все ограбленные
у нее деньги и драгоценности, до последней мелочи.
— Царь, — прибавил Соломон, — в стране которого случай этот произошел,
спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей
похвалы? И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело.
— Государь, — ответил один из странников, — по-моему, высшей похвалы
заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве. Второй сказал:
— Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от
искушения и не дотронулся до нее прежде, чем первый жених не освободил ее
от клятвы.
— Это что! — воскликнул третий из странников. — Более всего я удивляюсь
разбойнику: подумайте только, мало того что он пленницы не тронул, деньги,
все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!..
И сказал царь Соломон:
— Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он и не
видел даже, а только слышит о них; как же он способен был поступить с теми
деньгами, которые очутились в его руках?
Заключенный, по повелению Соломона, в темницу, человек этот действительно
сознался и указал место, где спрятал украденные деньги.
(Мидраш Асерет гаДиброт)
17 УЧЕНЫЕ И ПОДЕНЩИК
Аба-Хелкия был внуком Хони Гамеагела. Когда страна страдала от бездождия,
законоучители обращались к нему, прося помолиться о милосердии Божием, и
по его молитве шел дождь.
Придя однажды и не застав его дома, отправились в поле, где он в то время
полол. Подошли к нему с приветствием, но он не ответил. К вечеру, набрав
вязку хвороста, он направился домой. Дрова и мотыгу он нес на одном плече,
а верхнюю одежду свою на другом. Всю дорогу шел босой, а чтобы перейти
через ручей надел сандалии. Пробираясь через терновник, поднял повыше края
одежды. При приближении его к месту, где он жил, жена вышла нарядной к
нему навстречу. В дом он дал войти сначала жене, за нею вошел сам, а
законоучителей впустил последними. Сел за обед, а их к столу не пригласил.
Раздавая хлеб детям, старшему дал ломоть, младшему два ломтя.
Потом он сказал жене:
— Я знаю, законоучители пришли не иначе, как по поводу до;хдя. Пойдем
поднимемся на кровлю и помолимся Господу, — быть может, смилуется
Всевышний и пошлет дождь. И пусть не говорят, что благодаря нам произошло
это.
Придя наверх, встали он в одном углу, жена в другом и начали молиться.
Первым появилось облако с той стороны, где стояла жена.
Сойдя вниз, он обратился к пришедшим, спрашивая:
— Чего ради, наставники мои, вы пришли ко мне?
— Нас послали просить тебя помолиться о дожде.
— Ну что ж, — ответил он, — благословен Господь, избавивший вас от нужды в
молитве Аба-Хелкии.
На это они сказали:
— Мы уверены, что только по твоей молитве пошел дождь. Теперь просим тебя,
раби, объяснить непонятные для нас поступки твои:
— Почему не ответил ты на наше приветствие?
— Потому, — пояснил Аба-Хелкия, — что я нанят был на поденную работу и не
вправе был отрываться от нее.
— Почему ты дрова нес на одном плече, а плащ на другом?
— Плащ этот чужой, и мне одолжили его для надевания, но не для носки дров.
— Почему всю дорогу ты шел босой, а дойдя до ручья, обулся?
— На суше видно, что под ногами, а в воде не видно.
— Зачем, перебираясь через терновник, ты поднял края одежды?
— Пораненное тело можно залечить, а платья не залечишь.
— Для чего при приближении твоем жена твоя вышла к тебе навстречу
нарядной?
— Чтобы я не стал заглядываться на других женщин.
— Почему пошла в дом первою твоя жена, за нею ты, а нам дал ты войти
последними?
— Потому, что вы недостаточно знакомы мне.
— Почему, садясь за стол, ты не сказал нам, по обычаю: "Садитесь и
разделите со мною трапезу"?
— Потому, что хлеба было недостаточно, и я не хотел, чтобы вы благодарили
меня напрасно.
— Почему старшему сыну дал ты один ломоть, а младшему два?
— Старший остается дома, а младший ходит в школу.
— Почему первым появилось облако с той стороны, где стояла и молилась твоя
жена?
— Жена, бывая постоянно дома, подает бедному хлеб, и голод его немедленно
утоляется. Я же подаю милостыню деньгами — и голод бедного не сейчас
утоляется (Таанит, 23).
18 ВСЯ СУТЬ ТОРЫ
Был такой случай:
Приходит некий иноверец к Шаммаю и говорит:
— Я приму вашу веру, если ты научишь меня всей Торе, пока я в силах буду
стоять на одной ноге.
Рассердился Шаммай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером,
прогнал иноверца.
Пошел тот к Гиллелю. И Гиллель обратил его, сказав:
— "Не делай ближнему того, чего себе не желаешь", В этом заключается вся
суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись.
19 ГОСТЬ В ДОМЕ
На тот же вопрос: "Куда идешь ты, учитель?" — Гиллель иногда отвечал:
— Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный прием моему гостю.
— Какой же это у тебя ежедневно гость в доме?
— А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а
завтра, глядишь, и нет ее (там же).
20 БЕДНЫЙ ЖЕНИХ
Был с Гиллелем такой случай:
Приготовили у него обед для гостя. А в это время приходит к нему один
бедный человек, останавливается у порога и говорит:
— Я сегодня справляю свою свадьбу, но у меня ничего не приготовлено для
свадебного обеда.
Услыша это, взяла жена Гиллеля все приготовленное для гостя и отдала
бедному жениху, а сама замесила другое тесто, поставила варить другое
кушанье и, когда наконец все было готово, подала мужу и гостю.
— Дочь моя, — обратился к жене Гиллель, — отчего ты так долго не подавала
обеда?
Она рассказала ему о случае с бедным женихом.
— Дочь моя, — сказал Гиллель, — я всегда судил о тебе не с худшей, но с
лучшей стороны, зная, что ты всегда стараешься делать только угодное Богу
(Д.-Эр., гл. 6).
21 ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
Когда у р. Иоханана бен Заккая умер сын, пришли ученики утешать его.
Первым вошел р. Элиэзер, сел перед ним и сказал:
— Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения?
— Говори.
— Прародитель Адам имел сына, и когда сын этот пал мертвым, Адам утешился
в своей скорби, что подтверждается его же словами: "Бог даровал мне другое
дитя вместо Авеля." Утешься и ты, учитель!
— Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что
ты еще про скорбь Адама напоминаешь мне? Вошел р. Йегошуа и сказал:
— Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения?
— Говори.
— Иов имел сыновей и дочерей, и все они погибли в один день. И Иов
утешился, говоря: "Бог дал и Бог взял. Да будет благословенно имя
Господне!" Утешься и ты, учитель!
— Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что
ты еще про скорбь Иова напоминаешь мне? Вошел р. Иосе и сказал:
— Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения?
— Говори.
— Аарон имел двух, уже возмужалых, сыновей; оба они погибли в один день. И
Аарон утешился, что подтверждается сказанным: "И Аарон молчал". А в такие
минуты возможность оставаться молчаливым есть уже само по себе утешение.
Утешься и ты, учитель!
— Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что
ты еще про скорбь Аарона напоминаешь мне? Вошел р. Шимон и сказал:
— Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения?
— Говори.
— Царь Давид имел сына; сын умер — и Давид утешился, что подтверждается
сказанным: "И Давид утешил жену свою Бат-Шева — и она родила. И он назвал
сына именем Соломон". Утешься и ты, учитель!
— Разве мало для меня моей собственной скорби, — ответил р. Иоханан, — что
ты еще о скорби царя Давида напоминаешь мне?
Входил р. Элазар бен Азария. Завидя его, р. Иоханан сказал слуге:
— Возьми скорей умывальный сосуд и ступай за мною в ванную. Я хочу уйти,
потому что это великий человек — и мне не устоять перед ним.
Но р. Элазар успел войти и, сев перед р. Иохананом, обратился к нему с
такими словами:
— Скажу тебе притчу. Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на
хранение. День за днем человек этот со слезами и вздохами повторял: "Горе
мне! Когда наконец я благополучно освобожусь от обязанности оберегать
отданное мне на хранение сокровище?" Так и с тобою, учитель: дал тебе Бог
сына, который ревностно изучал и Тору, и слово пророческое, и поучения
мудрецов наших. И безгрешным и чистым ушел он из мира. Не должен ли ты
утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на
хранение?
— Элазар, сын мой! — радостно сказал р. Иоханан. — По-человечески[4]
утешил ты меня! (Авот д'Раби Натан, 14).
22 МУДРОСТЬ И КРАСОТА
— О, прекрасная Мудрость в некрасивом сосуде! — воскликнула дочь кесаря
при виде р. Йегошуа, не отличавшегося красотой лица.
— Дочь моя, — сказал ей р. Йегошуа, — в каких сосудах у твоего отца, у
кесаря, хранится вино?
— В глиняных.
— Как, вино кесаря — и в таких же глиняных кувшинах, как и у всех простых
людей!
— А в чем же следовало бы нам держать наше вино?
— Вам, столь знаменитым и славным, приличествует держать ваше вино в
серебряных и золотых вазах.
Вино было перелито в серебряные и золотые вазы — и скисло. Спрашивает
кесарь:
— Кто посоветовал тебе сделать это?
— Р. Йегошуа бен Ханания, — отвечает царевна. Призывает кесарь р. Иошую:
— Как мог ты посоветовать это моей дочери?
Рассказал р. Йегошуа, по какому поводу он так поступил:
— Мой совет был только ответом на ее вопрос.
— Встречаются, однако, мудрецы и с красивой наружностью?
— Некрасивые — они были бы еще более мудрыми (Таанит, 7).
23 ДЕТИ СМУТИЛИ ЕГО
Р. Йегошуа бен Ханания рассказывал:
— Однажды мне пришлось проходить полем. Заметив тропинку, проложенную
через ниву, я направился по ней. Увидела это малютка-девочка и говорит:
— Учитель, разве для того существует нива, чтобы ходить по ней?
— Но ведь тут протоптана тропинка?
— Да, тропинка, — отвечает малютка, — такие же, как и ты, разорители
протоптали ее.
Другой раз встречаю одного мальчика на перекрестке двух дорог.
— Дитя мое, — спрашиваю, — не можешь ли мне указать, которою из двух этих
дорог направиться мне в город? Мальчик отвечает так:
— Вот эта самая длинная и самая короткая, а та самая близкая и самая
далекая.
Пошел я по второй дороге. Вскоре приближаюсь к городу, но сады и огороды
преграждают мне путь, и я вынужден вернуться назад к перекрестку.
— Дитя мое, — говорю я мальчику, — не говорил ли ты мне, что этот путь
самый близкий?
— А не прибавил ли я: "и самый далекий"? В третий раз был со мною такой
случай. Подъезжая к одному селению, я увидел девочку-подростка, черпающую
воду из ручья.
— Дай мне напиться, — попросил я.
— Пей и ты, и осел твой, — ответила девочка. Напившись, я сказал:
— Благодарю тебя, дочь моя, ты поступила со мною подобно Ревекке.
— Да, — ответила девочка с лукавой улыбкой, — я-то с тобой поступила
подобно Ревекке, а ты, вот, не поступил со мною подобно Элеазару...[3]
— Никогда, — говорил по этому поводу р. Йегошуа, — я не чувствовал себя
настолько смущенным, как перед этими тремя детьми.
(Эрувин, 53; Эйха Раба)
ГЛЯДИ НА СОЛНЦЕ!
Однажды император Адриан говорит р. Йегошуа:
— Действительно ли Бог царит над миром?
— Бесспорно.
— И Им же небо и земля сотворены?
— Конечно.
— Отчего же Богу хотя бы раза два в год не являться людям, чтобы все Его
видели и проникались страхом перед ним?
— Оттого, что глаза человеческие не в силах выдержать ослепительного
блеска Его.
— Нет, не поверю, пока ты мне не покажешь Его. Когда наступил полдень,
вывел р. Йегошуа Адриана на солнце и говорит:
— Вглянись хорошенько — и увидишь Его.
— Но кто же может глядеть прямо на солнце?
— Вникни же в то, что ты сам говоришь. Если на солнце, которое является
одним из тьмы тем служителей Господних, глядеть невозможно, то мыслимо ли
видеть Самого Господа, осияющего светом Своим всю вселенную? И только в те
моменты, когда людьми низвергается какое-нибудь лжебожество, очи их
озаряются отблеском славы Господней (Хулин, 60; Мидраш Абх.; Ялкут
Шимони).
24 САМ НА СЕБЯ НАКЛИКАЛ
Ослепший на оба глаза, с параличом рук и ног и весь покрытый вередами,
доживал Нахум иш-Гамзо последние дни в своей обветшалой, полусгнившей
избушке. Под ножки кровати, на которой он лежал, поставлены были лоханки с
водою, чтобы не давать муравьям всползать к больному.
Ученики его, замечая, что избушка грозит обрушиться, собирались вынести
больного, а затем и его вещи.
— Нет, дети мои, — сказал Нахум, — раньше вынесите вещи, а затем кровать:
пока я здесь, изба — я надеюсь — не обрушится.
Они так и сделали. И как только была вынесена кровать с больным, избушка
обрушилась.
Говорят ему ученики:
— Учитель! За что тебе, угоднику Божьему, такие ужасные муки посланы?
— Дети мои, — отвечает Нахум, — я сам испросил себе у Бога эти муки. Дело
было так:
Отправился я однажды в гости к моему тестю и на трех навьюченных ослах вез
ему подарки: на одном — съестные припасы, на другом — вина и разные
напитки, на третьем — плоды и сласти.
В дороге останавливает меня бедный, изможденный от голода странник и
просит:
— Учитель, дай мне поесть чего-нибудь!
— Подожди, — отвечаю я, — дай мне развьючить сначала. И пока я не спеша
начал развязывать тюки, странник свалился с ног и тут же умер.
Увидя это, припал я к трупу и воскликнул:
— Глаза мои, которые не сжалились над твоими глазами, — пусть они
ослепнут!
- Руки мои, не пожалевшие твоих рук, пусть отрезаны будут! - Ноги мои! не
пожалевшие твоих ног, пусть отсечены будут! Наконец я в отчаянии
воскликнул:
— И пусть все тело мое язвами покроется! Говорят ученики:
— Горе нам, что мы в таком положении видим тебя!
Отвечает им на это Нахум:
Горе было бы мне, если бы вы меня не видели в этом положении. (Таанит 21)
25 ОТДАННОЕ НА ХРАНЕНИЕ
Однажды на исходе субботы, когда р. Меир произносил проповедь в
бет-гамидраше, внезапно умерли оба его сына. Положила их Беру-рия, жена р.
Меира, на ложе и покрыла их простыней.
Возвратившись домой, спрашивает р. Меир:
— Где дети?
— В бет-гамидраше, — отвечает Берурия.
— Странно, — говорит р. Меир, — я смотрел, но не видел их там. Подает ему
жена кубок для "Гавдалы". После "Гавдалы" р. Меир спрашивает снова:
— Где же, однако, дети?
— Должно быть, погулять пошли и скоро возвратятся. Дав мужу поужинать,
Берурия говорит:
— Раби, позволь предложить тебе один вопрос.
— Спрашивай.
— На днях некто отдал мне одну вещь на хранение, а сегодня пришел взять ее
обратно. Должна ли я возвратить ее, или нет?
— Дочь моя! — говорит р. Меир. — Надо ли возвратить чужую собственность?
Как ты можешь еще спрашивать об этом?
— Без твоего ведома я не хотела сделать это, — говорит Берурия, — и с
этими словами она берет мужа за руку, подводит его к постели и сдергивает
простыню.
Горько зарыдал р. Меир, оплакивая смерть детей:
— О, дети мои! Дети и наставники мои! Дети, милые мне добронравием своим,
а светом Торы, сиявшим в очах ваших, озарявшие, меня!
— Раби, — говорит ему жена, — не сам ли ты сказал мне, что отданное на
хранение следует возвратить по принадлежности? "Господь дал и Господь
взял; да будет имя Господне благословенно!"
(Мидраш Миш.)
26 НЕ ГРЕШНИКИ, НО ГРЕХИ
Соседи у р. Меира были люди злые и безнравственные. Довели они его до
того, что он стал просить Бога о их смерти. Слыша это, говорит ему
Берурия:
— Нет, муж мой, не на грешников надо гибель просить, а на грехи. Об этом и
просил Господа Псалмопевец, говоря: "Да исчезнут грехи с земли — и
нечестивых не будет более". Помолись же лучше, чтобы люди эти раскаялись и
исправились.
Воззвал р. Меир к милости Господней — и злые соседи его сделались людьми
честными и добрыми (Берахот, 10).
27 ИЗ-ЗА ТЕЛЕНКА
В продолжение тринадцати лет поражен был Раби тяжкой болезнью. И болезнь
его, и исцеление произошли от случая.
Однажды вели по улице теленка на бойню. Когда резники поравнялись с
проходившим в то время Раби, теленок вырвался и, подбежав к Раби, с
жалобным ревом спрятал голову в полы его одежды, как бы умоляя заступиться
за него. Но Раби отогнал теленка, говоря: "Ступай, куда тебя ведут, — ты
на то и создан!"
— Он не знает жалости, — сказали на небе, — пусть же он сам испытает
страдания.
И в ту же минуту Раби поразил тяжкий недуг.
Исцеление же его произошло от следующего случая.
Убирая в доме, служанка нашла выводок хорьков и вознамерилась вымести
крошек-зверьков вместе с мусором. Увидя это, Раби закричал ей:
— Оставь их! Милость Господа на всех творениях Его. И тогда сказали на
небе:
— Он смиловался, — смилуемся и над ним.
(Бава Меция, 84; Береш.-Р., гл.33)
28 ЧЕТЫРЕСТА БОЧЕК СКИСШЕГО ВИНА
У рав Гуны однажды скисло четыреста бочек вина. Узнав об этом, пришли к
рав Гуне законоучители и говорят:
— Раби, исследуй и взвесь поступки свои.
— А вы, — спрашивает рав Гуна, — считаете возможным заподозрить меня в
каком-нибудь дурном поступке? Если кому о чем-либо подобном известно,
пусть скажет.
— Нам передавали, что ты своему арендатору не выдаешь положенной ему доли
хворосту при обрезке виноградников.
В те времена причину подобных явлений склонны были видеть скорее в
какой-нибудь религиозной или нравственной погрешности владельца, чем в
естественных условиях порчи вина.
— Но ведь арендатор этот лучше делает — ворует все целиком.
— Вот видишь, люди и правы, говоря: "Укради хотя бы и у вора — и войдешь
во вкус воровства".
— Вы правы, — согласился рав Гуна, — беру на себя отныне отдавать ему все,
что следует.
Вскоре после того уксус настолько вздорожал, что рав Гуне удалось продать
все сорок бочек по цене настоящего вина (Брахот, 5).
29 ЛЮДИ ЗАБЫЛИ НИЗКО СКЛОНЯТЬСЯ
Молодой человек спросил старого рабби: "Мы слышали, что в
прошлом, в старые золотые дни, люди, бывало, видели Бога своими
собственными глазами, люди, бывало, встречались с Богом. Бог,
бывало, ходил по земле, Бог, бывало, называл людей по их именам. Бог
был очень близко. Что же случилось теперь? Почему мы не можем видеть
Его? Почему Он прячется? Куда Он ушел? Почему Он забыл землю? Почему
Он больше не ходит по земле? Почему он больше не поддерживает за
руку людей, спотыкающихся во тьме? Раньше Он, бывало, делал это".
Старый рабби посмотрел на ученика и сказал: "Сын мой, Он и
сейчас там, где был, но люди забыли, как склоняться так низко, чтобы
увидеть Его".
30 ГЛУХОЙ
Однажды стояли музыканты и играли на своих инструментах,
сопровождая игру пением. Под их музыку в такт со звуками и аккордами
танцевала, маршировала и двигалась масса людей.
Один глухой от рождения смотрел на все это зрелище и дивился.
Он спрашивал себя: "Что это значит? Неужели потому только, что те
люди проделывают со своими инструментами разные штуки, наклоняют их
то туда, то сюда, поднимают, опускают и тому подобное, вся эта толпа
людей дурачится, прыгает, производит разные странные телодвижения и
вообще приходит в такой азарт?"
Для глухого человека все это зрелище было неразрешимым
вопросом, потому что ему недоставало слуха, и вследствие этого ему
было непостижимо то восторженное, двигающее чувство, которое
возбуждается в нормальном человеке звуками музыки.
31 ОБЕД
Однажды царь сообщил придворным о предстоящем у него обеде,
на который их и пригласил. При этом, однако, царь не объявил, когда
именно этот обед состоится, а просил их быть наготове по первому
зову. Одни из придворных, более умные, подумали, что у царя
недостатка на приготовления к обеду не бывает, а потому могут быть
позваны ежечасно. На этом основании они, не откладывая ни минуты,
позаботились о том, чтобы предстать к царскому обеду в приличном
виде. Другие же, менее умные, рассудили, что никогда обеда без
особых приготовлений не бывает, а потому они еще успеют позаботиться
о своем костюме. Между тем приглашение последовало совершенно
неожиданно.
Первые обрадовались своей предусмотрительности и явились к
царю в подобающем виде, за что были допущены к обеду. Вторые же бьши
вынуждены явиться в неприличном виде, и в наказание за это им
оставалось только глядеть на то, как другие обедают.
32 МИРАЖ
Некий могущественный царь построил громаднейший дворец с
бесчисленным множеством комнат, расположенных так, что одна
находилась внутри другой по форме концентрических квадратов.
Сообщались между собой комнаты дверьми, которые находились в одном
продольном направлении и приходились одна против другой так, что
через них, когда они были открыты, можно было видеть все убранство
комнат внутри. Царь обыкновенно сидел в самом отдаленном внутреннем
покое, далеко от зрителей.
Когда постройка этого волшебного дворца была закончена, царь
созвал своих вельмож и приближенных для осмотра чудного здания. Но
как только они собрались и остановились в первых наружных дверях,
закрылись все двери, все ходы и выходы дворца -- и гости увидели
перед собой лишь ряд стен, за которыми ничего не было видно. И
стояли они долго, дивясь сему странному зрелищу. Тогда вышел к ним
сын царский и сказал: "Разве вы не знаете, что мой отец --
величайший из мудрецов и обладает всевозможными искусствами
волшебства? Так знайте же, что никакого дворца тут нет, а все это --
лишь обман зрения, мираж. Перед вами -- открытое со всех сторон
место, незастроенное и незагороженное; перед вами же и отец мой,
великий царь, которого вы не видите только потому, что вы очарованы
его волшебством, и ваши глаза покрыты как бы пеленой. И такова уж
ваша доля -- видеть разные дворцы, стены, картины, вещи там, где нет
никого и ничего, кроме самого царя. Таков и видимый мир. Все, что мы
видим, есть сплошной мираж, один только оптический обман. Вне и
кроме Бога нет ничего; вся видимая материя -- только одна из Его
проявлений, это волшебная одежда, через которую мы Его постигаем, но
которая на самом деле не существует".
33 ЦАРЕВИЧ
Некий ремесленник очень возлюбил своего царя и, чтобы быть к
нему ближе, нанялся истопником во дворец. Чтобы непрестанно
наслаждаться лицезрением любимого царя, он проделал отверстие в
стене, отделявшей доступную ему комнату от недоступного царского
кабинета и через это отверстие тайно любовался своим кумиром.
Однажды царский сын за какую-то оплошность в разговоре впал
в немилость и был заключен в ту же комнату, где сидел истопник
Тоскуя по своему отцу, царевич выпросил позволения у истопника
уступить ему отверстие и отводил себе душу тем, что хоть издали
смотрел на своего отца. Тогда истопник сказал ему: "Горе тебе! Я,
человек простой и бедный, не могу быть допускаем к царю и вынужден
любоваться им хоть издали, хоть через маленькое отверстие. Ты же,
человек умный и воспитанный, способный заседать в царском совете и
постоянно нужный царю, теперь обречен на ту же участь лишь потому,
что не сумел вести себя хорошо и внимательнее взвешивать свои слова
перед царем. Послушай меня: исправь свое поведение -- и ты всегда
будешь восседать около царя!"
34 ГЛУХОЙ, СЛЕПОЙ И БЕДНЫЙ
Был огромный город. Он казался огромным тем, кто там жил. На
самом деле он был не больше маленького блюдца. В этом городе были
только дома-небоскребы. Люди, что там жили, утверждали, что крыши их
почти касаются неба. Но не введенные в заблуждение видели, что город
не выше луковицы. В городе было столько жителей, что не собрать и в
десяти городах. Но для тех, кто умел считать, в этом городе жило
только три дурака, и больше никого.
Первый дурак был великим мыслителем. Он мог говорить обо
всем, и у него были на все готовы ответы. Он осуждал обычный мир, но
очень ценил невидимое, которое мог видеть только он. Он был слепой.
Второй человек слышал музыку сфер. Он слышал танец атомов и
гармонию существования, но был совершенно глухой.
А третий дурак был абсолютно голым. У него ничего не было.
Он был самый бедный человек из существовавших на земле. У него был
только меч, который он всегда носил с собой. Он всегда боялся, что
кто-то ограбит его однажды.
Как-то они все собрались вместе, потому что прошел слух, что
их город в глубоком кризисе. Поэтому их попросили ответить на
вопрос: "Какая грядущая катастрофа?" Слепой человек посмотрел вдаль,
на горизонт и сказал: "Да, я вижу тысячи солдат из вражеской страны.
Они наступают".
Глухой послушал в молчании и сказал: "Да, я могу слышать, что
они говорят. Я даже могу слышать, что они не говорят, а прячут в
своих сердцах".
Нищий подпрыгнул, взял меч в руку и сказал: "Я боюсь, что они
собираются ограбить нас".
35 ДВА ВЗГЛЯДА
Некий великий царь посетил хижину бедняка. Простолюдин,
увидев царя в роскошном наряде и среди блестящей свиты, любовался
этим наружным блеском и дотоле невиданным им богатством и роскошью.
Присутствовавший же при этом другой простолюдин восхищался не
внешним царским блеском, ибо знал, что для царя богатство и роскошь
ничего не значат, а восторгался он мыслью, что столь великий и
могущественный царь удостоил своим посещением хижину бедняка, что он
снизошел к маленькому, слабому человечку и интересуется его
житьем-бытьем.
36 ДЕРЕВО НА ТОПОРИЩЕ
Деревья впервые увидели железо и затрепетали в страхе за свою
жизнь: "Вот придет человек, -- подумали они, -- наделает железных
топоров и погубит нас всех".
Но железо сказало: "Чего вы испугались? Живите в мире, не
изменяйте друг другу -- и я не в состоянии буду вредить вам: ибо где
возьму я тогда дерево на топорище?"
37 СОЛНЦЕ И ЛУНА
Солнце и луна вначале одинаково ярко и сильно освещали землю.
Но луна захотела первенствовать.
"Господи! -- сказала она. -- Нехорошо, что свет солнца равен
моему свету, так как никто теперь не может отличить солнце от луны".
"Хорошо же! -- изрек Всевышний. -- Отныне всякий отличит вас, ибо за
твою спесь и зависть я уменьшаю твой свет".
38 ПРАВДА
Когда Господь, окруженный сонмом небожителей, провозгласил:
"Сделаем человека по образу нашему", к Божественному престолу
явилась Правда, преклонилась и сказала: "Не создавай человека, ибо
он будет преисполнен лицемерия и лжи". Но вслед за нею предстала
Милость и просила создать его -- милосердного и доброго. Затем
явился Мир и взмолился: "На что Тебе этот злой и коварный человек?"
Но представшее Правосудие сказало: "Сотвори его, ибо он заступится
за бедного, защитит сирого и убогого". Выслушав все это, Господь
взял Правду и сбросил ее на землю. "Зачем ты это делаешь? --
спросили ангелы. -- Ведь Правда Твоя печать!" И Господь ответил:
"Человек будет ходить стезями Правды, полюбит ее всею душою -- и
тогда она снова взойдет ко Мне".
39 ВЗГЛЯД И ВЗДОХ
Жили по соседству два еврея. Один из них был знатоком Торы,
а другой -- бедным работником.
Ученый сосед вставал до зари и спешил в бейт-мидраш. После
нескольких часов занятий он долго и беззаветно молился, отправлялся
домой, наскоро завтракал и возвращался в дом учения, чтобы
заниматься до обеда. Затем он шел на рынок, где заключал небольшие
сделки, обеспечивавшие ему средства для удовлетворения насущных
потребностей, и возвращался в бейт-мидраш. Вечером, после молитвы и
трапезы, он снова засиживался над священными книгами до глубокой
ночи.
Бедный сосед также вставал рано. Но его положение не
позволяло ему уделять много времени изучению Торы. Несмотря на то
что он много работал, ему едва удавалось заработать на хлеб.
Поспешно помолившись на рассвете с первым миньяном, он приступал к
работе, которая отнимала у него весь день и большую часть ночи. В
субботу, когда у него наконец появлялась возможность взять книгу в
руки, он быстро засыпал от усталости.
При встрече во дворе ученый сосед бросал удовлетворенный
взгляд на бедного работника и спешил к своим праведным занятиям.
Бедный вздыхал и думал: "Какой я несчастный и какой он счастливый.
Мы оба спешим, он в бейт-мидраш, а я -- по своим земным делам". Но
вот эти два человека завершили свое пребывание на земле и их души
престали перед Небесным Судом, где жизнь каждого человека
взвешивается на чаше весов Божественного правосудия. Ангел-адвокат
положил на правую чашу весов главные добродетели ученого:
многочисленные часы изучения Торы, молитвы в состоянии медитации,
умеренность, честность. На левую чашу ангел-обвинитель положил
единственный предмет: удовлетворенный взгляд, который ученый время
от времени бросал на соседа. Левая чаша медленно начала опускаться,
сравнялась с правой, а затем перетянула ее, хотя груз на ней бьш
весьма тяжелый.
Когда бедный работник предстал перед Судом, ангел-обвинитель
положил на левую чашу весов его жалкую, духовно ничтожную жизнь.
Ангел-адвокат мог предложить лишь один груз: печальный вздох,
издаваемый работником при встрече с ученым соседом. Но именно этот
вздох и уравновесил все, что лежало на левой чаше, поднимая и
оправдывая каждое мгновение тяжкого труда и нищеты, которые испытал
при жизни этот работник.
40 МАЛЕНЬКИЙ КУСОЧЕК ВЕРЕВКИ
Однажды купец купил себе в дом дорогую люстру. Хрустальная,
украшенная драгоценными камнями, она стоила целое состояние. Люстру
повесили в гостиной, а другой конец веревки зацепили за крюк на
чердаке.
Однажды в дом купца пришел бедный мальчик и попросил старую
одежду. Его отправили на чердак, где хранились ненужные вещи, и
сказали: выбирай, что понравится. Мальчик набрал в мешок одежду и
начал оглядываться -- чем бы перевязать его. Он заметил натянутую
веревку и, недолго думая, перерезал ее.
Раздался страшный грохот, и мгновение спустя хозяин примчался
на чердак.
-- Идиот, -- закричал купец, -- что ты натворил?!
-- Ничего, -- ответил растерянно мальчик, -- я только хотел
отрезать маленький кусочек веревки.
-- Ты получил свой кусок веревки, -- мрачно ответил купец,
-- и разорил меня. На другом ее конце висела драгоценная люстра...
41 ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ
У короля заболел его единственный сын. Отец обращался ко
многим врачам, но те ничем не могли помочь царевичу. Однажды во
дворец заехал выдающийся врач, который заявил, что царевича можно
излечить. Он поведал королю, что один из имеющихся в его короне
драгоценных камней обладает прекрасными целебными свойствами. Этому
камню нет аналогов в мире, другой такой найти невозможно. Если его
растереть в порошок, растворить в воде и полученное лекарство дать
выпить больному, он выздоровеет. Король, однако, не поспешил
воспользоваться советом врача.
Между тем здоровье царевича ухудшалось, вскоре он был уже при
смерти. Только тогда король распорядился извлечь из короны тот
драгоценный камень, подобного которому не было в мире, приготовить
из него раствор, силой открыть царевичу рот и влить ему несколько
капель целительного лекарства, авось удастся еще спасти сына...
42 ДВА СПОСОБА СОГРЕТЬСЯ
Однажды весьма уважаемый раввин навестил младшего коллегу,
известного своей исключительной набожностью. На старого человека
произвела сильное впечатление погруженность молодого раввина в
молитвы, в изучение древних книг, и его заинтересовала причина
такого непоколебимого благочестия. Как объяснил радушный хозяин,
полностью сосредоточившись на своих занятиях, он отгородил себя от
внешних факторов, которые могли бы отвлечь его внимание.
Действительно, гость заметил, что многие соседи молодого раввина
заняты делами, весьма далекими от благочестия. Его комментарий к
услышанному и увиденному прозвучал так: "Когда на улице холодно,
можно согреться двумя способами. Первый -- надеть меховую шубу,
второй -- разжечь огонь. Но теплая шуба будет греть только одного
человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится".
43 ПЛАЧ РЕБЕНКА
Как-то вечером, когда раввин был всецело погружен в свои
занятия, в соседней комнате его грудной ребенок выпал из колыбели,
залился громким плачем и плакал до тех пор, пока с верхнего этажа,
прервав свои занятия, не спустился отец раввина, дедушка младенца.
Старый раввин поднял ребенка и долго его убаюкивал, ожидая, когда он
окончательно успокоится. Молодой раввин так ничего и не заметил, ни
плача ребенка, ни появления отца. Последний объяснил своему сыну:
"Независимо от того, насколько возвышенны твои цели, ты не должен
углубляться в молитву или в учебу, если рядом плачет ребенок".
44 МИНУТА ЖИЗНИ
Отец, обеспокоенный тем, что сын растрачивает свою юность,
пригласил его на прогулку. Был ясный, безветренный день. Когда они
пришли к озеру, отец обратился к сыну: "Посмотри на весь ландшафт,
и небо, и солнце, и горы отражаются в воде". Окунув руку в озеро и
стряхнув капельки воды с пальцев на землю, он предложил сыну
внимательно посмотреть на одну из них, упавших на землю: в ней
отражался весь ландшафт. "То же происходит и со временем, --
продолжил отец. -- Одна минута обладает всеми свойствами всей твоей
жизни. Она есть макрокосм, отражение твоего целого дня, а один день
есть микрокосм всей твоей жизни. Поэтому ты должен ценить каждую
минуту этой жизни".
45 ЛОШАДКИ ОДНОЙ МАСТИ
Ехал однажды магнат в роскошной карете, которую везла
шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета
завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли
сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую
везла пара лошадок, и с легкостью проехал через самую трясину.
Магнат изумился и спросил крестьянина: "В чем сила твоих лошадей?"
И тот сказал ему: "Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все
они разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает
себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а
другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти
-- кобыла со своим жеребенком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них,
так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом".
46 ВЕРА В БОГА
Молодой человек, ответивший на просьбу раввина совершить
доброе дело отказом, заявил, что считает подобные дела бесполезными:
"Знаете, я ведь не верю в Бога", -- напомнил он о себе. "И я не верю
в того Бога, в которого вы не верите", -- поддержал его раввин.
47 ЧУДО
Несколько путников, гревшихся у огня придорожной гостиницы,
хвалили каждый своего раввина. Один из них рассказал, что в течение
15 лет у него с женой не было детей и только благодаря благословению
раввина меньше года назад родилась дочь. Другой поведал о том, что
благословение раввина вернуло домой непокорного сына. Третий
сообщил, что раввин благословил его рискованную сделку, он вложил в
нее большую сумму денег, но потерял абсолютно все.
-- А в чем же заключается чудо? -- спросили слушатели
третьего путника.
-- Чудо в том, -- ответил тот, -- что я сохранил веру в Бога
и в своего раввина.
48 КУДА ДЕЛСЯ КОНЬ?
Царевич купил чистокровного скакуна и, чтобы уберечь его от
воров, поместил в конюшне из кирпича, охраняемой вооруженным
сторожем. Как-то ночью царевич не мог заснуть и решил прогуляться.
Проходя мимо конюшни, он обратил внимание на сторожа: тот, казалось,
был чем-то взволнован.
-- Эй! -- окликнул его царевич. -- Что с тобой?
-- Меня тревожит один вопрос. Когда вбивается в стену гвоздь,
куда девается известка?
-- Вопрос важный, -- заметил царевич. -- Хорошо, что ты
думаешь об этом.
Он вернулся во дворец, но час спустя, не сумев заснуть, снова
отправился на прогулку. Сторож сидел у конюшни, обхватив голову
руками, погруженный в раздумье.
-- А теперь, -- обратился к нему царевич, -- о чем ты думаешь
теперь?
-- Ну, понимаете, это похоже на мой первый вопрос. Когда вы
едите бублик, что происходит с дыркой?
-- Это сложный вопрос, -- задумался царевич. -- Хорошо, что
ты интересуешься этим.
Страдающий бессонницей царевич в третий раз пришел к конюшне
и снова застал сторожа в затруднительном положении.
-- Еще вопрос? -- спросил царевич.
-- Да, и вот о чем. Я говорю самому себе, что конюшня --
здесь, стены -- здесь и я здесь. Но конь, куда же делся конь?
49 ДВОЕ ПРИГЛАШЕННЫХ
Два человека были приглашены к царю, один -- богатый и
образованный, другой -- простой крестьянин. Первый явился во дворец
раньше и попал в большой зал, где было много книг, картин,
музыкальных инструментов. Он имел представление о ценности этих
вещей, увлекся ими, так что даже забыл о назначенной встрече с
царем. Крестьянин, который пришел позднее, направился прямо в
царские покои и провел весь вечер с царем.
50 Я СМОТРЕЛ ВВЕРХ
Один любимый прихожанами раввин вспоминал, как в детстве
играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по лестнице. Все,
кроме будущего раввина, боялись подниматься слишком высоко. Позднее
дедушка спросил его: "Почему ты не боялся залезть выше других?" --
"Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, -- объяснил
мальчик. -- Они видели, как высоко забрались, и поэтому испугались.
Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще
низко, и это побуждало меня продолжать восхождение".
51 МОЙ НАСТОЯЩИЙ ДОМ
Как-то человек отправился в город к великому мудрецу.
Выяснилось, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не
бьшо ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола,
за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к
нему с вопросом:
-- Где живет мудрец?
-- Это вы меня ищете, -- объяснил ему старик. -- Что вас так
удивило?
-- Я не понимаю. Вы -- великий мудрец, у вас много учеников.
Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.
-- А где живете вы? -- спросил старик.
-- Я живу в особняке, большом, богатом доме.
-- А как вы зарабатываете на жизнь?
Гость рассказал хозяину лачуги, что он бизнесмен и два раза
в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает
местным купцам. Старик слушал его внимательно, после чего
поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.
-- В маленьком номере маленькой гостиницы, -- сообщил
бизнесмен.
-- Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере,
он мог бы спросить: "Почему вы, состоятельный человек, живете в
таком бедном номере?" А вы могли бы ответить: "Я здесь проездом и
ненадолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий
дом, и вы увидите, что он совсем другой". То же самое справедливо и
для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир
есть лишь дорога. В моем настоящем доме все выглядит иначе.
Приходите в мое духовное жилище, и вы увидите, что я живу во дворце.
52 Стекло
(Еврейская притча)
-- Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку -- он приветлив и помогает,
как может. Приходишь к богачу -- он никого не видит. Неужели это
только из-за денег?
-- Выгляни в окно. Что ты видишь?
-- Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар...
-- Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
-- Ну что я могу там видеть? Только себя самого.
-- Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить
немного серебра -- и уже видишь только себя.
53 Член семьи.
еврейская притча
Один гостеприимный человек гостил как-то раз у своего приятеля в те
чение трёх дней. Когда он собрался уходить, хозяин дома попросил
извинить его за то, что он не принимал его так, как следовало бы.
- Очень хорошо, - сказал гость, - когда ты придёшь ко мне, я тебя
приму ещё лучше.
Вскоре представился случай прийти этому приятелю к нему. К своему
удивлению, гость не увидел в доме никаких особых приготовлений.
Хозяин почувствовал недоумение гостя и сказал:
- Я ведь обещал тебе, что приму тебя ещё лучше, чем ты принимал
меня. Ты обращался со мной как с чужим - тщательно готовился к
моему приходу, а я тебя принял как члена своей семьи.
Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский.
54 Полная картина.
Всю жизнь прожили два брата за высокой городской стеной, никогда не
видели ни полей, ни лугов. И вот однажды решили они отправиться в
деревню.
Шли братья по дороге и увидели пашню, на которой работал земледелец.
Глядели они на него и удивлялись:
- Что он делает? Раскапывает землю и оставляет на ней глубокие
полосы! Зачем портить ровную землю, покрытую нежной зелёной травой?
Потом они увидели, как он бросает в борозды зёрна.
- Сумасшедший какой-то! - воскликнули они. - Берёт хорошую пшеницу и
бросает в грязь!
- Не нравится мне деревня, - сказал раздраженно один из братьев, -
странный народ тут живёт.
И он вернулся в город.
А второй брат остался в деревне. Всего через несколько недель он
заметил разительную перемену. Засеянное поле начало покрываться
молодой зеленью, ещё более прекрасной и нежной, чем прежняя. Это
открытие его так впечатлило, что он написал брату, чтобы тот приехал
не мешкая, и сам посмотрел, какие чудесные перемены произошли в
деревне.
Брат приехал и впрямь восхитился.
Шло время, и зелёные побеги становились золотыми колосьями. Теперь
оба поняли, для чего трудился земледелец. Когда пшеница совсем
поспела, принёс он косу и стал косить. Тут нетерпеливый брат закричал:
- Он ненормальный, этот человек! Так тяжело трудился все эти месяцы,
выращивая чудную пшеницу, а теперь своими руками срезает её! Что за
глупость! Смотреть тошно! Ухожу обратно в город!
А терпеливый брат продолжал жить в деревне. Он наблюдал, как
земледелец убирает урожай в амбар, как ловко отделяет зерно от
мякины, и пришёл в восторг, увидев, что тот собрал пшеницы во сто
крат больше, чем посеял. Только теперь ему стало ясно до конца: во
всём, что делал земледелец, были своя цель и здравый смысл.
Так же и с Богом. Все Его замыслы - нам на благо. Но смертный, видя
малюсенькую часть Его творения, не может постичь всей сущности и
смысла деяний Всевышнего.
Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский
55 Хозяин в своём доме.
Один еврей пришел к Дов Беру из Межерича и стал жаловаться, что
его донимают нечистые мысли и нехорошие фантазии, мешают думать о
хороших и святых вещах. Тот сказал:
- Тебе нужно ехать к рабби Зееву из Житомира.
Надо - значит надо. Рабби Зеев держал корчму недалеко от города,
в одной из деревушек. Когда еврей добрался туда, была уже ночь. И
как гость не стучал, никто не открыл ему. Так он простоял под
дверью до утра.
Утром корчму открыли. Еврей зашел туда и, следуя совету
проповедника, попросил приют на несколько дней. Все это время
хозяин, рабби Зеев, ничего не говорил, ни о чем не спрашивал. Ни
мудрых советов, ни суровых наставлений. Еврей же все время думал,
зачем его послали сюда. И, не найдя ответа, он решил уехать
домой. Стоя у порога,
он сказал хозяину:
- Проповедник послал меня к вам, а зачем - я не знаю
Рабби Зеев из Житомира ответил:
- Я скажу тебе, зачем. Чтобы ты понял, что когда человек - хозяин
в своем доме, то незваные гости к нему не войдут
Источник: М.Норбеков "Дурака учить - что мертвого лечить или
советы здоровья на каждый день".
56 Предсмертное благословение
- Учитель, благослови нас! - стали просить ученики.
- Да будет воля Господня, - произнёс раввин Иоханан, - чтобы страх
перед Богом был так же силён в вас, как страх перед людьми!
- И этого достаточно, Учитель?
- О, дал бы только Бог! Вы знаете - совершающий преступление
повторяет одно: "Только бы никто не заметил сделанного мною!"
Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский.
Назад в раздел "Притчи"