1 Завоевание мира 2 Благородный Парас 3 Падишах и нищий 4 Монах и проститутка 5 Триумфальную арка. 6 Я сам вижу 7 КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА 8 Приходите через неделю 9 Подарок, не принятый Рамакришной 10 Урок от раба 11 История жизни Святого 12 Только состраданием и милосердием 13 Как долго мы должны медитировать? 14 Завоеватель. 15 Молитва. 16 Алмаз Кохинор 17 На службе вдохновения 1 Завоевание мира (историческая притча) Говорят, что в тот день, когда Александр стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал. Его военачальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадёжности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоёван? Они постучали, вошли и спросили: - Что случилось, почему ты плачешь? Он ответил: - Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл. Александр умер в возрасте тридцати трёх лет. Когда его несли к месту погребения, его руки свободно болтались по сторонам носилок. Таково было его завещание: он хотел, чтобы все видели, что он уходит с пустыми руками. 2 Благородный Парас (индийская притча) Два века спустя после ухода Будды, Александр Македонский завоевал почти всю Азию и подступил к границам Индии. Но он не решался вступить на её территорию, зная о доблестной армии индусов, на вооружении которой были могучие слоны, обученные сокрушать всё на своем пути. На спинах слонов были сделаны удобные корзины, в которых сидели люди, метавшие в противника стрелы и копья. Правил в то время в Индии благородный император Парас. Александр был наслышан о его благородстве и послал свою возлюбленную на встречу с Парасом. В Индии есть праздник - день сестры. В этот день, по обычаю, девушка может повязать красную нить вокруг запястья юноши и назвать его своим братом. Он должен коснуться её стоп и дать клятву защищать её, как свою сестру. Сестра же обещает молиться за него всю жизнь. Именно в этот день императору доложили, что известная на весь мир красавица, возлюбленная Александра Македонского, желает встретиться с ним. Он вышел и поприветствовал её. В Индии и до сих пор существует этот обычай: гость в доме - Бог в доме. Он ввел её во дворец, посадил на трон и учтиво спросил: - Вы проделали долгий путь. Чем могу служить? Она сказала: - Я пришла, потому что хочу просить вас стать моим братом. У меня нет брата, и мне очень бы хотелось, чтобы вы стали им. Парас понимал, что это может быть просто интригой, но он поклонился, коснулся её ног и сказал: - Если у вас нет брата, я - ваш брат! Она повязала нить вокруг его запястья и обещала всю жизнь молиться о его здравии. На следующий день Александр перешёл в наступление. В сражении Парас убил коня под Александром. Сам он был на боевом слоне. Александр упал. Слон был обучен топтать противника, он уже занес ногу, но Парас, вспомнив о красной нити и о своих обязательствах перед возлюбленной Александра, развернул слона. Он отступил. Таким образом, он упустил возможность и потерпел поражение. Его взяли в плен и в цепях привели к Александру. Но его царственный вид, изящество и благородство поразили великого завоевателя. Александр спросил Параса: - Как бы вы хотели, чтобы с вами обращались? Парас ответил: - Что за вопрос? С императором нужно обращаться, как с императором. Александр сделал такую запись: "Я никогда не встречал такого человека, как Парас. Он был узником, но как он шёл! И как он говорил!" Александр был поражён, он сказал: - Снимите с него цепи, даже в цепях он остался императором. Верните ему царство. Перед тем, как расстаться, Александр спросил его: - Почему вы опустили копьё, когда я лежал? Ещё минута и со мной было бы покончено, или ваш слон мог раздавить меня. Почему вы этого не сделали? Парас ответил: - Не спрашивайте об этом. Вы знаете. Вот красная нить. Вы узнаете её? Я не могу перешагивать через такие вещи. Ваша возлюбленная - моя сестра, но для вас нет никакой необходимости чувствовать себя обязанным по отношению ко мне. 3 Падишах и нищий (азербайджанская притча) Сидел у дороги нищий. Без шапки, без рубахи, без обуви. Жаркое солнце крепко напекло ему голову. Мухи облепили лицо и тело. Он стонал от сильных и болезненных укусов. Мимо проезжал в карете важный падишах в сопровождении большого отряда вооружённой стражи. Увидел падишах нищего и остановился возле него. Пожалел горемыку. Надменный и суровый, он сказал: - Я сегодня в хорошем настроении. Очень я сегодня добрый. Проси у меня всё, что твоей душе угодно. Всё сделаю! Любую просьбу исполню! Всё мне на этом свете подвластно! Все меня боятся! Нищий, изнемогая от назойливых мух и жары, согнулся перед падишахом до земли и простонал, умоляя: - Ради Аллаха! Спаси меня от мух! Вели им скорее улететь отсюда! Погибаю! Важный падишах пожал плечами: Нет! Мухи мне не подчиняются! Мух отогнать я не смогу! Поехал важный падишах со свитой по дороге дальше. А нищий так и остался сидеть у дороги, облепленный стаями мух с ног до головы. Тут же к нищему сбежались со всех сторон люди: - О счастливец! Наверное, падишах помог тебе стать богатым человеком! Нищий поморщился и махнул рукой: - Я не знал, что падишах такой бессильный! Он даже от мух не смог меня избавить! А ведь слабее мух нет на свете созданий! (Источник: Байрамов Э. Духовные сказки мусульман.) 4 Монах и проститутка Как-то раз умер монах. Он был очень известным монахом, его знала вся страна. Многие почитали его и считали просветленным. И в этот же день умерла проститутка. Она жила прямо напротив монастыря того монаха. Она была тоже очень знаменитой проституткой, не менее знаменита, чем монах. Они были прямыми противоположностями, существующими по соседству друг с другом, и умерли они в один и тот же день. Явились Ангелы смерти и вознесли монаха на Небеса; пришли другие Ангелы смерти и потащили проститутку в Ад. Но когда первые Ангелы добрались до Небес, они обнаружили врата закрытыми, а стоявший на вратах сказал: "Вы их перепутали. Этого монаха нужно отправить в Ад, а проститутка должна попасть в Рай". "Что ты говоришь? -- поразились Ангелы. -- Этот человек -- очень известный аскет, постоянно медитировавший и молившийся. Мы не стали даже уточнять, а прямо пошли и принесли его. А проститутка уже, наверное, в Аду, потому что другие Ангелы потащили ее туда. Нам и в голову не пришло спросить, это казалось совершенно оч евидным". И сказал стоявший на вратах: "Вы перепутали, потому что вы посмотрели только на внешность. Этот монах пользовался медитацией, чтобы превзойти других, а про себя он всегда думал: "Я трачу жизнь впустую. Как прелестна та проститутка, что живет напротив, и так доступна. В любой момент, стоит мне только пересе чь улицу. Я занимаюсь кучей какой-то ерунды, бессмыслицы -- молюсь, сижу в позе будды, а ничего не достигаю". Но, боясь потерять репутацию, он не осмеливался этого сделать". Многие люди добродетельны лишь потому, что они такие же трусы, как и он. Он был добродетельным из-за того, что был трусом -- решиться пересечь улицу он не мог. Столько людей знали его, как же он мог пойти к проститутке? Что подумали бы люди? Трусы всегда боятся общественного мнения. Так он и остался аскетом, так и постился, но мыслями он всегда был с проституткой. Когда у нее бывали гулянье и танцы, он слушал. Он сидел перед статуей Будды, но не Будда был перед его взором. Он не поклонялся; он мечтал, как он будет слушать звуки веселья и в своих мечтах занимался с этой проституткой любовью. А что же насчет проститутки? Она всегда каялась, каялась и каялась, она знала, что растратила свою жизнь понапрасну. И ради чего? Только лишь ради денег, продавая свои тело и душу. Она всегда посматривала в ту сторону, где стоял монастырь, так завидуя тихой праведной жизни, что шла за воротами монастыря была. Что за удивительные медитации происходили там? Она страстно желала, чтобы Бог даровал ей хоть один шанс войти в храм. Но она думала: "Я проститутка, нечестивая, мне не следует приближаться к храму". Поэтому она любила ходить вокруг храма снаружи, чтобы хотя бы взглянуть на него с улицы. Какая красота, какая тишина, какое благословение там внутри! А когда там были киртан(kirtan) и бхаджан(bhajan), пение и танцы, она порой прич итала, и плакала, и рыдала, представляя, чего она лишена. Так что стоявший на вратах сказал: "Перенесите проститутку в Рай, а монаха этого бросьте в Ад. Их внешняя жизнь была различной, и их внутренняя жизнь была разной, но, как и любой другой, оба они сожалели". 5 Триумфальную арка. Правитель некоего города в один прекрасный день решил, что неплохо было бы соорудить триумфальную арку, а потом проехать ч ерез нее со всей пышностью и великолепием, на кои он был способен, дабы внушить своему народу еще большее уважение к персоне правителя. Но когда наступил этот долгожданный и великий час, случилось нечто ужасное и небывалое - корона слетела с головы правителя, так как арка была недостаточно высока. Правитель, обуянный праведным гневом, тут же распорядился, чтобы виновник, то есть главный строитель, был немедленно повешен. Тотч ас же впопыхах смастерили виселицу, но когда главного строителя подвели к эшафоту, несчастный возопил, что во всем виноваты рабоч ие, которые строили злополучную арку. Правитель, не желая изменять свойственному ему чувству справедливости, призвал к ответу рабочих. Однако и они избежали наказания, обвинив во всем каменщиков, якобы те делали кирпичи неправильных размеров. Каменщики же ответили, что они следовали указаниям архитектора. Ну а тот не преминул напомнить правителю, что его светлость в последнюю минуту сами изволили подправить планы, что и изменило их. - Призовите судью, мудрейшего из мудрейших в нашей стране, - воскликнул повелитель, - ибо перед нами, бесспорно, наитруднейший вопрос и мы нуждаемся в его совете. Мудрейшего вскорости доставили в присутствие светлейшего, доставили потому, что мудрейший едва мог стоять на ногах, настолько он был стар, поэтому, как считали горожане, и настолько же мудр. - Несомненно, - покряхтел старец, - что истинный виновник должен быть наказан, а в данном случае, и это очевидно, наказана должна быть сама арка. Услышав столь мудрую мысль, правитель радостно захлопал в ладоши и распорядился, чтобы арку тут же привели на эшафот. Но только подданные кинулись исполнять волю светлейшего, как кто-то из советников заметил, что арка эта есть нечто такое, что прикасалось к августейшей монаршей голове, а посему не может быть осквернена веревкой палача. И надо же в эту минуту случиться несчастью: совершенно истощенный от столь немыслимого для его лет напряжения, наимудрейший испустил дух, и собравшиеся уже не могли более прибегнуть к помощи его мудрости, чтобы выбраться из нового затруднения. Тут знатоки законов не ударили лицом в грязь и объявили, что нижняя ч асть арки, которая до августейшей особы не касалась, может быть повешена за проступок всей арки. Но когда палач попытался было втиснуть арку в петлю, оказалось, ч то веревка слишком коротка. Вызвали вязальщика веревок, но он, не долго думая, взвалил вину на плотников, сказав, что веревка вовсе не коротка, а вот виселица слишком высока. - Толпа возроптала, - забеспокоился светлейший, - посему надо поскорее решить, кого повесить. А рассмотрение более прозаических вопросов, таких, как виновность, подождет до лучших времен. С удивительной быстротой перемерили всех жителей города, но оказалось, что среди них был лишь один человек, достаточно высокий для этой виселицы. И был это не кто иной, как сам светлейший. Так велика была радость толпы нашедшемуся-таки подходящему человеку, что правителю ничего не оставалось делать, кроме как смириться со своей участью, и... его повесили. - Слава Богу, удалось отыскать хоть одного, - облегченно вздохнул первый министр, - а то ведь, не удовлетвори мы этот сброд, они, ч его доброго, не постеснялись бы и саму корону осквернить! Но тут возникли более серьезные вопросы, ибо в ту же секунду все осознали, что повелитель-то мертв! - В согласии с обычаем нашей земли, - закричали на улицах глашатаи, - первый же человек, вошедший в городские ворота, должен будет назвать имя нашего будущего повелителя! Не успели еще смолкнуть голоса глашатаев, а в ворота города уже вошел человек. Кто бы, вы думали, это был? Идиот! Да, да, это был идиот, и он, как вы догадались, ничем не был похож на тех разумных граждан, с коими мы уже познакомились. Поэтому, когда его спросили, кому же отныне быть правителем, он, ни секунды не мешкая, ответил: "Дыне". И сказал он так лишь потому, что ни о чем другом никогда и не думал, ведь больше всего на свете он любил именно дыни и на любой вопрос отвечал - "дыня". Так-то вот и случилось, что самая обыкновенная дыня была коронована со всеми приличествующими этому событию церемониями. Было это много-много лет назад. Но и по сей день, когда путники, боясь обидеть, осторожно спрашивают жителей той земли, отчего их король так похож на дыню, больше даже, чем на человека, те отвеч ают: - Да так уж повелось. Его светлости, видимо, очень нравится быть дыней. И мы, конечно же, не будем ему мешать оставаться дыней до тех пор, пока у него не появится какая-нибудь другая прихоть. У нас в стране он может быть кем угодно. И покуда его светлость не вмешивается в наши дела, это нас вполне устраивает! 6 Я сам вижу -Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель. - Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи! - Дети мои, - сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором! - Мы молоды, - ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе. - Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: вы берите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда. - Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал: - Другие мои ученики исполнены отваги и горят же ланием помочь, а тебе нипочем страдания учителя. - Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания. - Почему невыполнимо? - Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил уч еник. - Даже когда я совсем один, я сам вижу, да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим. От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика. - Счастлив я, - сказал старик, - если среди моих учеников хотя бы один понял слова мои! Остальные ученики увидели, что мастер испытывал их, и от стыда склонили свои головы. С того дня, когда бы ни пришла им на ум недостойная мысль, они вспоминали слова своего товарища: "Я сам вижу". Так все они достигли величия и жили счастливо. 7 КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА Обратился однажды царь Соломон к Мудрецу с просьбой: "Помоги мне, очень я неуравновешен, сильно подвержен страстям и это мне очень мешает в жизни!" На что Мудрец ответил: "Помогу я тебе. Вот, возьми это кольцо. Оно простое, на нем высечена такая фраза: "ЭТО ПРОЙДЕТ!" Когда тебе станет слишком хорошо или слишком плохо, когда станешь выходить из себя, гневаться или чересчур радоваться, посмотри на эту надпись и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!". Шло время, человек последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, вновь взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот взъярился : "Да пошло оно все к черту вместе с этим кольцом!" , сорвал его с пальца и бросил его на пол и вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась надпись. Подняв его, он прочел: "И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ..." 8 Приходите через неделю Одна женщина привела своего ребенка к доктору и сказала: "У моего ребенка привычка есть много сахара, а это плохо". Доктор сказал: " Приведите ребенка ко мне через неделю". Вернувшись домой, мать подумала, что доктор, наверное, будет в течение недели готовить лекарство. Через неделю они снова посетили доктора. Врач взял ребенка на руки, посмотрел ему в глаза и сказал: "Дорогое дитя, есть сахар вредно. Больше ты никогда не должен есть сахар. Ты понял?" Это привело мать в замешательство, и она спросила: "Если это все, что вы должны были сказать, тогда почему вы не сказали нам об этом в первый раз, когда мы были здесь? Зачем нам пришлось приходить во второй раз?" Доктор ответил ей: "На прошлой неделе я не был готов сказать это ребенку, потому что тогда у меня также была привычка есть сахар. Только на этой неделе я перестал есть его и на своем опыте убедился, что есть сахар действительно вредно. Теперь я могу говорить другим людям, что они не должны есть сахар. Слова мои будут иметь силу, так как подтверждены практикой и силой воли и поэтому способны влиять на других". 9 Подарок, не принятый Рамакришной В Индии жил Мастер по имени Рамакришна Парамахамса. В те дни он не нравился некоторым магометанам, потому что становился известным и был уважаем другими магометанами несмотря на то, что был индусом. Вот поэтому многие братья магометане, завидовавшие ему, провозглашали на улицах: "Наши братья магометане не должны уважать Святого индуса". Итак, двое или трое сильных из них направились к Рамакришне, чтобы оскорбить его. Они думали: "От нашей брани он разозлится и начнет оскорблять нас. Тогда появится повод избить его". Но когда они подошли к дому и начали ругать его, Святой оставался беспристрастным. Он не обратил внимания ни на одно из их слов. После одного- двух часов оскорблений Святой поднялся и поставил перед каждым по чашке чая. "Вы много трудились и, должно быть, очень устали, – любезно сказал он, – пожалуйста, освежитесь". Люди были очень удивлены таким отношением Святого к себе и воскликнули: "О, какой ты странный человек! Мы два часа оскорбляли тебя, а ты так любишь нас и даже предлагаешь нам чашку чая". Святой сказал: "Вы пытались дать мне то, что неприемлемо для меня, поэтому я оставил это в ваших карманах. Все ваши попытки оскорбить меня унизили лишь вас самих". Братья магометане осознали, что они совершили. Все это было проделкой их собственного разума, ибо этот Святой относился с любовью ко всем людям, несмотря на их касту или вероисповедание. Итак, когда Мастера приходят в этот мир, у них такие чистые и безупречные сердца, что, на их взгляд, нет высокого или низкого, нет белого или черного, нет магометанина или христианина, нет никакого различия. Людей они видят только на уровне души и принимают всех на уровне души. Ничего другого, кроме этого, они не имеют в виду. Они принимают каждого с одинаковой любовью, с одинаковым расположением, и такую любовь и искренность нельзя найти больше нигде в этом мире. "...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного..." ( От Матфея 5:44-45 ) 10 Урок от раба Жил-был один святой, который имел раба. Он спросил раба: – Что бы ты хотел бы есть? Раб ответил: – Все, что вы дадите мне. – Что ты желал бы носить? – Все, что вы дадите мне, я буду носить. – Тогда, где бы ты хотел жить? Он ответил: – Там, куда вы поместите меня. – Что бы ты хотел делать? Раб сказал: – Любую работу, которую вы дадите мне, я буду делать. Тогда святой горько запричитал: "О Боже, этот человек отдал себя мне и работает, как раб. Но я не сумел стать Твоим настоящим учеником. Я не смог отдать себя Тебе и принести в жертву свою волю, как сделал этот человек. У него нет своей собственной воли. Он отказался от всех своих желаний, всех потребностей, всех запросов, у него ничего не осталось. Если бы я смог сделать так, как сделал этот человек, это принесло бы мне пользу". "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди". (От Иоанна 14:15) 11 История жизни Святого Мой Мастер Кирпал Сингх Джи рассказал нам о человеке по имени Гуру Дев, которого попросили написать биографию великого Святого. Он согласился, и через год его спросили, закончил ли он работу. Гуру Дев ответил: "Нет, она еще не завершена, но я пишу очень быстро". Два года спустя его снова спросили об этом и получили почти такой же ответ. Еще через три года он снова сказал то же самое. Тогда возникло большое подозрение: "Как это может быть? Если он постоянно заявляет, что пишет очень быстро, то почему и через три года биография еще не закончена?" Люди хотели знать и попросили: "Дай нам, наконец, взглянуть, сколько ты уже написал". Он ответил: "Историю жизни Святого нельзя написать обычным путем. До тех пор пока мы сами не станем святыми и не проживем жизнь Святого, мы не можем понять Его и написать Его биографию. Если нельзя понять Его, что тогда можно написать? Если вам надо написать историю короля, вы должны жить с ним бок о бок, и только тогда вы будете способны сказать что-нибудь о нем". Но он никогда не был с этим Святым и никогда даже не знал Его. Кто может быть рядом со Святым? Не всем дано находиться с Его телом, тем более ходить туда, куда ходит его душа ( в медитации), потому что история Святого – это не история королей, принцев или других богатых людей. История Святого – это история Его души, которая приходит из века в век. 12 Только состраданием и милосердием Мой Мастер Кирпал Сингх рассказывал нам историю святого, который начал медитировать в очень раннем возрасте. После нескольких часов медитации он почувствовал, что его томит жажда, но он нигде не мог найти воды. Бог обеспечил его водой: внезапно в том месте забил родник. Немного погодя он проголодался, но у него не было никаких запасов, чтобы поесть. И снова через Божественную Силу ему предоставилась еда, потому что он медитировал. Рядом с ним оказалось плодовое дерево, с которого он срывал плоды и ел. Так как он был обеспечен едой и водой, он мог посвятить все свое время медитации. После смерти его доставили к Богу. Бог был очень счастлив и сказал: "Все в порядке, ты медитировал и был очень предан и, следовательно, благодаря Моему состраданию и милосердию ты будешь наслаждаться на небесах". Но святой усомнился. Он медитировал всю свою жизнь, много часов, но Бог все же сказал: "Благодаря Моему состраданию и милосердию ты будешь наслаждаться на небесах". Он вопрошал: "А мои труды и мои усилия? Все это ни при чем? Только ли благодаря состраданию и милосердию я имею возможность наслаждаться небесами? Разве я ничего не сделал?" Он снова был в сомнении. Тогда Бог спросил: "Ты желаешь получить объяснения?" Святой приободрился, надеясь на лучший исход. Бог сказал: "Хорошо, когда ты медитировал, ты знал, что там не было еды. И ты не работал для нее, но был обеспечен ею. Далее, там не было и воды, ты не работал ради воды, ты ничего не делал, чтобы достать воду, но она также была дана тебе. В итоге стоимость воды, которую ты пил, и стоимость еды, которую ты ел, оказалась равносильной всем твоим медитациям. Твои медитации были приняты как плата за все это. А что сказать о земле, по которой ты ходил? И о тех насекомых и прочих живностях, которых ты загубил? Хорошо, ты будешь определен в ады, чтобы заплатить за все, чем ты наслаждался. Там тебе все верно подтвердят". Теперь все перевернулось вверх дном. Куда ему следовало идти: в ады или на небеса? Тогда он попросил сострадания и милосердия. Итак, плата в этом мире так ужасна, что вы должны за все платить своим тяжелым трудом. Продолжайте усердно, усердно и усердно работать, как можно меньше есть, обходиться минимальным и давать другим. Никогда не думайте, что вы можете заработать десятку, а наслаждаться на сотню! Такова обычная тенденция людей: им никогда не нравится работать, и они никогда не будут жить, чтобы служить кому- нибудь. Наоборот, им нравится наслаждаться всеми удовольствиями и услугами мира, но они не знают огромной стоимости всего этого и большой цены, которую им придется платить. Все должно быть оплачено, ничего нет бесплатного здесь: даже служения матери и отца, солнца и луны, воды, звезд, ангелов, богов и богинь, также физические и ментальные силы, например, используемые для духовного лечения и т. д. – все это должно быть оплачено в огромном количестве, в ужасающем масштабе. 13 Как долго мы должны медитировать? Некоторое время назад я спросил своего Мастера: "Как долго я должен медитировать?" Тогда Он привел мне пример, чтобы я мог понять: "Если тебе сказали, что на глубине 20 футов находится сокровище в 400 000 долларов, сколько времени тратил бы ты ежедневно, чтобы выкопать его?" Тогда мне стало ясно. "Я работал бы весь день и всю ночь, не отдыхая до тех пор, пока не достиг ы сокровища," – ответил я. Кирпал Сингх продолжил: "Подобно этому мирскому сокровищу в 400 000 долларов, но только внутри нас, в центре Третьего Глаза, находится бесценное сокровище, и ему мы должны посвятить все наше время". Это чудесное сокровище! Если вы будете пользоваться им и раздавать его, оно станет увеличиваться, вместо того чтобы уменьшаться. Каждый может брать его с собой после оставления тела. Этот вид богатства происходит не от мирских богатств и поэтому не имеет его свойств. Если вы берете одну марку из мирского сокровища, оно будет всегда становиться меньше на одну марку. Но Божественное сокровище таково, что чем больше вы используете его, тем больше оно становится. Таким образом, если вы будете помогать другим и раздавать его, оно никогда не уменьшится. "...не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: "Вот, оно здесь", или: "Вон, там". Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть". (От Луки 17:20,21) 14 Завоеватель. Во времена Махавиры жил один царь-завоеватель. Он знал только язык войны. Царь этот завоевал всё, что было достойно завоевания, и стал богатейшим человеком страны. И вот кто-то сказал ему, что все мирские владения бесполезны, если не завоёвано внутреннее царство: "Если вы не достигнете дхьяны, самадхи, если вы не достигнете внутреннего экстаза, всё это будет бесполезным". Царь спросил: "Где я могу получить это царство? Покажите мне лишь место. Я завоюю его". Некто сказал ему: "Как раз поблизости в лесу остановился Махавира. Пойдите к нему. Он уже достиг". И царь со своей армией отправился в лес. Он окружил его, потом подошёл к Махавире и сказал: "Я пришёл, ч тобы завоевать царство, которого ты уже достиг, царство внутреннего экстаза". Махавира рассмеялся. Он сказал: "Ваше желание хорошее. Но, похоже, вы абсолютно не осознаёте того, о чём спрашиваете. Оно не может быть завоёвано вами. Я имею его здесь, но не могу отдать его вам. И вы не можете завоевать его". Царь сказал: "Не беспокойся об этом. Только покажи мне, где оно. Я не встречал ничего такого, чего нельзя было бы завоевать". Махавира ощутил в своём сердце глубокое сострадание к этому ч еловеку. Он сказал: "Сделайте одну вещь. Нет необходимости приходить ко мне. В вашей собственной столице есть один бедный ч еловек, и он, может быть, захочет поторговаться с вами. Он тоже достиг. Пойдите к нему". Царь никогда не слышал имени этого бедного человека, но отправился к нему. Тот, действительно, был нищим, но с тем же светом в глазах, что и у Махавиры, с тем же ароматом вокруг - с той же невинностью. Он сидел под деревом. Царь сказал: "Ты часть моего царства. Отдай мне всё то, чего ты достиг! Я готов тебе дать взамен всё, что ты захочешь. Даже если ты захочешь моё царство, я отдам его тебе. Но принеси, дай мне своё самадхи". Человек рассмеялся: "Я могу отдать вам свою жизнь. Она в ваших руках, но я не могу отдать вам самадхи. Не то чтобы я не хотел вам отдать его, но сама природа самадхи такова, что оно не может быть отдано. Вы должны заработать его". Царь сказал: "Но я никогда ничего не зарабатывал. Я завоеватель. Я завоёвываю всё, в чём нуждаюсь. Я воин". "Но здесь ни ваш меч, ни ваша армия не помогут, - сказал нищий. - Здесь нужно идти одному. Ведь это путь внутрь, вы должны пройти к своему собственному центру. Самадхи не может быть дано, поскольку вы уже имеете его. Оно должно быть только познано, открыто". 15 Молитва. Есть хорошо известная история об одной девушке из Пенджаба, которая проходила по полю, где религиозный человек возносил свои молитвы. Закон религии не позволяет пересекать такое место. Когда деревенская девушка шла обратно, религиозный человек сказал: "Как ты грубо поступила, о девушка, ведь это грех - проходить по тому месту, где человек возносит молитвы". Она остановилась и спросила: "Что вы имеете в виду под молитвами?" "Молитвами? - воскликнул он. - Ты что, не знаешь, что они означают? Возносить молитвы - это значит думать о Боге". Девушка спросила: "Как же вы увидели меня, если думали о Боге? Когда я проходила здесь, я думала о своем молодом человеке и не видела вас". 16 Алмаз Кохинор Однажды, копаясь на своём участке, крестьянин нашёл камушек. Камушек выглядел очень красивым, и крестьянин подумал, что он мог бы понравиться его детям. Они могли бы играть с ним, ведь он такой красивый, - поэтому он принёс камушек домой. Ну, дети - везде дети! Они играли с камушком до тех пор, пока он им не надоел, после чего оставили на окне и забыли про него. Один монах, странствующий саньясин, проходя через горы, искал себе ночлег, и крестьянин пригласил его к себе домой. Саньясин принял пишу, предложенную хозяином, после чего они поболтали, так как саньясин был путешественником и знал множество новостей обо всём на свете. И, как бы между прочим, саньясин сказал: - Что ты тут делаешь? Я знаю место, где можно найти алмазы прямо на берегу реки. И, приложив немного труда, ты мог бы сказочно разбогатеть. Работая же на своей земле в поте лица, ты всю жизнь будешь трудиться. Зачем тратить жизнь впустую? На следующее утро саньясин ушёл, но в ум крестьянина он заронил надежду, которая переросла в желание, полностью захватившее бедняка. Не зная, что это за река, он продал свой участок и пустился на поиски. На прощание он сказал жене и детям: - Ну, вы должны подождать меня, самое большее, лет пять, и я вернусь богатым! Он усердно трудился, но и через пять лет не нашёл того места, где алмазов было бы так много, что добывать их не составило бы труда. Однако за эти пять лет он твёрдо и чётко усвоил, что такое алмаз. И вот, когда он вернулся домой и приблизился к своей хижине, то не поверил глазам - редчайший и величайший алмаз, который можно было вообразить, лежал, заброшенный и забытый всеми, на подоконнике его дома. И тогда он вспомнил, как его нашёл. 17 На службе вдохновения (индийская притча) В индийской классической музыке известен такой факт, что если поместить ситар (музыкальный инструмент) в пустой комнате в углу, а напротив искусный музыкант-ситарист начнёт играть, то другой ситар будет вибрировать с такой же частотой, как и первый, повторяя мелодию. Но это происходит только в том случае, если музыкант высокого класса. Акбар очень заинтересовался, когда услышал об этом; в его свите был великий музыкант по имени Тан-Сен. Он был одним из "великой девятки", которую собрал Акбар в своём дворце. Она называлась "Девять бриллиантов". Это были девять великих талантов, по одному на каждое проявление жизни. Акбар спросил Тан-Сена: - Можешь ли ты играть так, чтобы молчащий инструмент ожил? Тан-Сен ответил: - У меня получается, но эффект невелик. Акбар спросил: - Есть ли на свете музыкант, способный играть так? Тан-Сен ответил: - Да, есть только один человек, это мой учитель. Акбар сказал: - Почему ты раньше о нём ничего не рассказывал? Я считал тебя непревзойдённым музыкантом, а, оказывается, есть на свете более искусный музыкант. Почему ты скрывал это? Я хочу видеть его. Пригласи его во дворец, мы окажем ему великие почести. Тан-Сен ответил: - Я пою и играю потому, что полон желаний и надежд. Вы так много дали мне. Но мои желания не кончаются. Я нахожусь при дворе и в любой момент, когда это понадобится, готов играть и петь - это моя работа. Мой учитель - это явление природы. Его нельзя пригласить, его нельзя заставить петь. Он состоит на службе у вдохновения. Когда оно приходит, он играет и поет. Это стихия, источник. Вы - жаждущий. Вы должны пойти к нему. Вот мой ситар. Мы возьмём его, и вы услышите, как он зазвучит. Тан-Сен послал узнать, где сейчас живёт его учитель. Вечером ему доложили, что он живёт на окраине небольшой деревушки в хижине, и начинает петь и играть примерно в три часа утра. Итак, Акбар и Тан-Сен взяли ситар и отправились в указанное место, сели за хижиной и стали ждать. В три часа утра Учитель Тан-Сена начал играть и петь. Звали его Харидас. Вероятно, в Индии не было больше такого музыканта. Как только он начал играть, ситар за хижиной запел. Акбар собственными глазами увидел, как вибрируют струны ситара, откликаясь на звуки инструмента великого музыканта; он слушал, и слёзы текли из его глаз. Это были слезы радости. Когда Харидас закончил, они тихонько встали и ушли. Всю дорогу назад они молчали. Акбар был потрясён. На следующий день Акбар сказал Тан-Сену: - Раньше я думал, что ты непревзойдённый музыкант, но теперь я должен сказать тебе: твой учитель - совершенство! Ты зря теряешь время при дворе, а ведь он стар и, возможно, скоро его может не стать. Ты должен находиться около него. Он - великий учитель! Ведь даже мёртвый музыкальный инструмент рядом с ним начинает звучать! 18 Вернуться к разделу "Притчи"
Восточные притчи и истории №2.